Японская пресса наживается на слабостях императорской семьи
Император Японии — тихий, прилежный человек. Образец благоприличия. Но что за семейка у него!
В стране, где старики ещё помнят времена, когда оскорбление императорской семьи было серьёзным преступлением, современные глянцевые журналы не могут остановиться публиковать о ней нелицеприятные статьи, в особенности о входящих в неё женщинах.
77-летнего императора Акихито рисуют самыми радужными красками, в отличие от его супруги. В годы своей молодости императрица и родственники Акихито воевали не на шутку, а теперь её изображают, скажем так, ранимой. А их невестка, кронпринцесса Масако? О ужас! До сих пор не родила сына!
Масако, супруга наследника трона, получившая образование в Гарварде и Оксфорде, это любимая цель. Репортёры подбирают любые факты.
«Императорская фрейлина: «Они не позволяют мне работать!» — кричит недавний заголовок. Другой целится в девятилетнюю дочь Масако: «Айко отказывается выходить из лимузина и идти в школу». Текст, сопровождаемый нечёткими фотографиями, уточняет: принцесса была в лимузине около 15 минут.
Великобритания готовится к апрельскому бракосочетанию членов королевской семьи, а Япония, судя по тому, что пишет британская пресса, застряла в режиме мыльной оперы.
Пресса закинула сети. Им попались приступы сильной депрессии у 47-летней Масако и 76-летней императрицы Митико. За ними пресса следит особенно внимательно.
Сами газетчики говорят, что они лишь обеспечивают читательский спрос. Они не согласны с тем, что королевская семья должна освещаться однобоко, без критики.
«Иногда мне жаль членов королевской семьи, честно признаться», – говорит Сю Хатакэхори (Shu Hatakehori), ответственный за статьи о них в «Сюкан дзёсэй» (Shukan Josei). Это еженедельный журнал с тиражом в 700 000 экземпляров. – «Но мы отвечаем на нужды читательниц».
Измерение тона прессы тем более удивительно, что до окончания Второй мировой войны в 1945 г. уважение к императорской семье было безграничным. Даже десятилетия спустя об императоре Хирохито писали исключительно в положительном ключе.
Его смерть в 1989 г. и преследование принцессы Дианы британскими журналистами изменили японскую прессу.
«Между современной монархией и монархией в 1940 г., бывшей выше облаков и священной, лежит пропасть», — утверждает Кеннет Руофф (Kenneth Ruoff), профессор истории из Портландского университета и автор двух книг о японской императорской семье. — «То, что газеты стали писать без каких-либо ограничений, это недавнее изобретение».
Хотя на самом деле некоторые ограничения всё ещё есть.
Мужчины, особенно император, редко удостаиваются таких же резких комментариев, как женщины. Однако, то и дело всплывают косвенные и тщательно отобранные слова критики.
«Критика в адрес император — всё ещё табу», — говорит Бунити Тэрада (Bunichi Terada), заместитель редактора «Сюкан Дзёсэй». — «Но вообще это не наше дело. Мы пишем для народа, а народ чересчур интеллектуальные статьи не ждёт».
Тэрада думает, что японцы всё ещё колоссально уважают императорскую фамилию, но вместе с этим есть желание почитать об их реакции на трудности, которые бывают у японок в наше время: проблемы с карьерой, с семьёй, со свекровью.
«Людям нужно что-то, что они в состоянии понять», — говорит Тэрада.
У дворца есть часто обновляемый сайт, на котором публикуются последние новости и где можно узнать о правдивости заявлений прессы.
После резкого ухудшения здоровья в начале 1990-х гг. императрица Митико не могла говорить несколько месяцев. Поправившись, она сказала, что была очень задета заметками о том, как она мелочна с подчинёнными и нервозна.
Число репортажей значительно снизилось, пока семь лет назад Масако не вышла на сцену со своими проблемами, связанными с приспособлением к жизни императорской семьи. С тех пор, говорит Тэрада, софиты постоянно горят над дворцом.
Митико снова попала на первые полосы в 2007 г. Тогда у неё, по словам докторов, под воздействием стресса открылось кровотечение в кишечнике. На новостной конференции тогда она подтвердила диагноз, упомянув, что хотела бы знать, каково это, иметь плащ-невидимку.
У Масако, бросившей карьеру дипломата ради вступления в брак с кронпринцем Нарухито в 1993 г., в 1999 г. был выкидыш. После рождения Айко в 2001 г. Масако отошла ото всех дворцовых дел в связи с хроническим депрессивным расстройством.
Большинство смотрителей дворца соглашаются, что это, во многом, следствие нападок СМИ на её неспособность родить наследника.
Кризис наследия стал горячей темой в парламенте, некоторые даже считали, что нужно разрешить женщинам становиться правящими императрицами. Всё окончилось в 2006 г., когда золовка Масако, принцесса Кико, родила принца Хисахито, положив конец возможностям Айко занять Хризантемовый трон.
Перевод на русский: Хон Яку для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 10.02.2011
Читайте также:
- Зависимость от патинко – растущая проблема среди японок
- Как расстаться с парнем, чтобы тот не превратился в сталкера
- Певица Намиэ Амуро подала в суд на женский журнал из-за фотографий
- Пять наиболее распространённых в Японии фамилий
- «Юрикаго»: спасает жизнь или помогает безответственным родителям избавиться от ребенка?