Новости из Японии

Японцы решились спросить: «Действительно ли нам нужен император?»

2nd February 2009

Японцы решились спросить: «Действительно ли нам нужен император?»

В разделе Общество |

Императорская семья Японии ищет значимую роль в современном японском обществе и сталкивается с острым кризисом доверия.

Хотя она всё ещё почитаема, императорская семья – глава которой до 1945 г. рассматривался как живой бог на земле – вызывает жалость, поскольку её члены борются с установленными рамками, жёстко ограничивающими их жизнь. И когда «правление» императора Акихито погружается в сумерки, многие японцы осмеливаются задать немыслимый ранее вопрос: действительно ли страна нуждается в императоре?

Царственная семья Японии во времена кризиса, как ожидают, будет неустанно трудиться, выступая в качестве объединяющей и обнадёживающей силы. Но нагрузка на неё оказывается настолько велика, что Управление по делам императорского двора (IHA) в четверг объявило о сокращении объёма обязанностей, возложенных на императора, которому нездоровится.

Это решение является последним в списке неудач старейшей в мире императорской семьи. По словам врачей, император Акихито, который всё чаще озвучивает свои опасения по поводу будущего семьи, страдает от «душевных мук». Его жена, императрица Митико, давно боролась со своим положением в семье, что имело соответствующие последствия для её здоровья. Слухи о психическом расстройстве давно витают вокруг жены наследного принца Нарухито, принцессы Масако, получившей образование в Гарварде и до замужества пленявшей страну своей бодростью и быстрым подъёмом по карьерной лестнице в качестве дипломата.

«Они – олицетворение несчастья», – говорит Герберт Бикс (Herbert Bix), профессор истории в университете Бингемтона (штат Нью-Йорк) и автор книги «Хирохито и формирование современной Японии» («Hirohito and The Making of Modern Japan»), получившей Пулитцеровскую премию.

«Кажется, им отказали почти во всех правах человека», – добавляет он. – «Их тревогу можно понять».

Большая часть проблемы может быть связана с трудностями создания современной роли для императорской линии, настолько старой, что её происхождение является вопросом академических дебатов. Конституция 1947 г., введённая оккупационными силами США, лишила императорскую семью околобожественного статуса и сделала её более символической, одновременно введя её в канцелярию премьер-министра.

Они стали своего рода подопечными – или пленниками, как посмотреть – государства. У членов императорской семьи нет личных денег, личных мобильных телефонов и, по сути, нет личной жизни. Даже отношениями внутри семьи управляет IHA со штатом в 1200 человек, которое не церемонится с высказыванием собственной позиции.

«Ценности императорской семьи не являются частью уравнения», – заявил Джеффри Кингстон (Jeffrey Kingston), профессор Университета Темпл.

Глава IHA однажды публично упрекнул наследного принца, что тот не стал более часто посещать родителей. А в прошлом году IHA – которое, кстати, не ответило на вопросы для этой статьи – объявило, что император и императрица «сильно задеты» высказыванием принца. Другой чиновник IHA лихо заявил после рождения дочери в семье наследного принца: «Честно говоря, я хочу, чтобы они завели ещё одного ребёнка».

Насколько легко изобразить это как сражение между добром и злом, модернистами и традиционалистами, императорской семьёй и IHA, настолько же всё сложнее, – заявляет Синдзи Ямасита (Shinji Yamashita), на протяжении 23-х лет бывший сотрудником IHA, а теперь выпускающий ежеквартальный журнал об императорской семье.

Во-первых, говорит г-н Ямасита, многие сотрудники IHA на протяжении многих лет работали в других подразделениях правительства. По его словам, они не являются единообразной однородной группой. Ямасита говорит, что настоящее сражение происходит внутри каждой организации, а не между ними.

«И императорская семья, и IHA оказались в ловушке между конституционной ролью императорской семьи и чувствами людей», – говорит он.

Тем не менее, многие японцы, по словам Ямаситы, хотели бы, чтобы император продолжил давнюю традицию, возглавляя синтоистские ритуалы, поощряя тем самым вековые культурные традиции и вдохновляя народ. Но при этом все заявления императора должны быть утверждены канцелярией премьер-министра, так что неудивительно, что большинство его высказываний являются довольно мягкими.

Прежде чем занять престол, будучи ещё наследным принцем, Акихито пожаловался, что стать императором, значит, стать роботом. Он пообещал изменить Хризантемовый трон и кое в чём он преуспел: он стал первым императором, женившимся на простолюдинке, он позволил императрице самой воспитывать своих детей вместо того, чтобы сплавить их нянькам. Его расписание включает в себя посещение домов престарелых и он часто говорил о вопросах, связанных со старением Японии. Когда в Японии случаются землетрясения, он с императрицей навещает пострадавших. Однажды пара тронула сердца людей, поклонившись тем, кто остались после бедствия без крова. Император пытался покрыть причинённый ущерб, нанося визиты в азиатские страны и открыто говоря о страданиях, причинённых японскими войсками во времена Второй мировой войны. Он также пытался залечить раны в пределах страны, посещая каждую префектуру. Но его нынешний график дел едва ли является хорошим материалом для заголовков – подписание документов, аккредитация должностных лиц, приём иностранных послов и т.п. Теперь японцы смотрят на его старшего сына в ожидании дальнейших перемен.

Принц, получивший образование в Оксфорде, заявил, что хотел бы реформировать закосневший институт. Для начала он женился на карьеристке, а в последнее время жаловался, что его жена, принцесса Масако, не может работать по призванию. Согласно опросам, большинство японцев поддержали изменение Конституции с целью разрешения дочери Нарухито и Масако занять Хризантемовый трон. Это мнение набирало силу до тех пор, пока в 2006 г. жена брата Нарухито не родила сына.

По словам Ямаситы, императорская семья по-прежнему широко поддерживается.

«В частности, если этот институт будет упразднён, пожилые люди будут испытывать чувство утраты», – говорит он. – «Но, возможно, 30-летние таким образом себя уже чувствовать не будут».

Жительница Токио Сидзука Коатс (Shizuka Coats) вспоминает, как каждый год в день рождения императора ходила вместе с дедушкой в Императорский дворец, где уже толпился народ, и надеялась мельком увидеть императора. Но затем её дедушка скончался и она перестала туда ходить. При этом г-жа Коатс не собирается возобновлять этот ритуал со своими детьми.

«Я чувствую себя очень далёкой от императорской семьи», – говорит она. – «Думаю, наследному принцу нужно сделать что-то, чтобы семья стала более актуальной».

Статья на английском: Rena Singer, 31.01.2009
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 2.02.2009

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100