Краткая история японской фармакологии
Первые мало-мальски систематизированные знания о медицине в Японию стали поступать примерно в начале VII века. Легендарная императрица Суйко (554-628 гг.), до которой дошли слухи об исцелении больных китайскими врачами, начала приглашать корейских специалистов, хорошо знакомых с китайской медициной. 5 мая 611 года лично императрица Суйко принимала участие в первом сборе лекарственных растений в местечке Удано. В память об этом событии в наши дни в префектуре Нара 5 мая считается Днем медицины.
Императрица Суйко собирает лекарственные травы.
Чуть позже, в начале VIII века, был принят так называемый “Кодекс Тайхо”, устанавливавший новую государственную систему Японии на основе конфуцианских принципов. Помимо всего прочего, кодексом предусматривалось создание “Министерства здоровья”. В задачи указанного министерства входила прежде всего забота о здоровье императорской семьи и высшей аристократии. Забота эта должна была осуществляться в том числе и применением знаний китайской медицины. А излечение заболевших простолюдинов взяли на себя буддийские монахи.
Императрица Комё (701-760 гг.) в 730 году организовала первые хранилища лекарственных трав, которые использовались для лечения всех нуждающихся под покровительством и наблюдением буддийских монахов. Хотя большая часть растений в тех “аптеках” были японскими, но принципы их использования базировались на знаниях, полученных из китайских источников.
В 753 году в Японию прибыл из Китая буддийский монах и медик Гандзин (688-763 гг.). В Японии он не только основал одну из старейших сект буддизма, Риссю, но и умудрился привить японской аристократии первые основы здорового образа жизни и гигиены. В частности, именно Гандзину приписывают популяризацию ванн и ежедневной чистки зубов и их чернения для защиты от кариеса.
Также Гандзин привез с собой коллекцию лечебных трав и прочих компонентов, используемых китайской медициной. Коллекция была преподнесена в дар храму Тодай-дзи в Наре, где находится и по сей день и как музей, и как хранилище образцов. Коллекция содержала около 60 компонентов.
В центре – список ингридиентов китайской медицины, привезенных Гандзином и составивших основу коллекции храма Тодай-дзи. И в “тарелках” представлены некоторые из этих ингридиентов. Скажем, слева внизу – корица, которая использовалась как лекарство “для живота”. А справа вверху – чаша из рога носорога, которая, по поверьям, обладала силой нейтрализовывать любые яды. Для пущего эффекта рекомендовалось принимать лекарства именно из таких “бокалов”.
Понятно, образцы лекарственных средств, привезенные Гандзином, были исключительно китайского происхождения и многое было невозможно найти в Японии. Что-то в конце концов заменили на местные средства, а отдельные ингридиенты так и продолжали импортировать из Китая.
Тоже лекарственные средства.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12