Правильный японец
Год назад я рассказывала вам про “неправильного японца” Сугихара Тиунэ, спасшего ценой своей карьеры и судьбы своей семьи более 6000 человек. Тогда некоторые удивлялись, почему я назвала его “неправильным”. Сегодня я расскажу вам про “правильного японца”.
Возможно, многие эту историю знают в том или ином виде, она значительно более известна, чем судьба Сугихары.
[Онода Хироо (小野田寛郎), 88 лет]
.
Хироо – четвертый сын в семье школьного учителя Оноды Танэдзиро и его жены Тамаэ – родился 19 марта 1922 года в деревне Камэгава (теперь город Каинан) префектуры Вакаяма. В марте 1939 года закончил старшую школу в Каинане, а уже в апреле начал работу в частной торговой компании Тадзима Йоко, имевшей деловые связи с китайским городом Ханькоу (теперь Ухань), где Оноде Хироо и пришлось работать. В это же время для рабочих надобностей начал изучать китайский и английский языки.
В декабре 1942 года был призван в армию. И оказался в 61й пехотном полку Вакаямы (не уверена в точности военных терминов, если напорола, поправьте, пожалуйста). Замечу в скобочках, что все братья Хироо тоже были призваны в армию.
[Онода Хироо, 22 года]
Во время предварительного обучения зарекомендовал себя настолько хорошо, что был переведен в школу для подготовки младшего офицерского состава. Уже в ноябре 1943 получил звание капрала. В апреле 1944 – сержант. В августе 1944 был переведен в школу подготовки разведчиков-диверсантов в Накано (оценили знание китайского и английского). В ноябре 1944 получает направление в действующую армию. В декабре 1944 года Онода Хироо высаживается на Филиппинах в составе разведывательно-диверсионной группы.
В январе 1945 года Онода получает звание лейтенанта и забрасывается на остров Лубанг вместе с группой солдат. В их задачу входило уничтожение пристаней и взлетно-посадочных полос на острове и ведение прочей подрывной партизанской деятельности. Перед тем, как оставить Оноду и его подчиненных, майор Ёсими Танигути сказал:
- Вам категорически запрещается самоубийство при любых обстоятельствах. Может потребоваться три года, или пять лет, или даже больше, но сколько бы времени это не заняло, мы обязательно вернемся за вами. До того, пока в Вашем подчинении находится хотя бы один солдат, Вы должны оставаться командиром.
Возможно, Вам придется жить на одних кокосах. Что ж, живите на кокосах. Но ни при каких обстоятельствах Вам не позволено оставить свою миссию.
В подчинении у лейтенанта Оноды (23 года) оказалось трое: капрал Сёити Симада (30 лет) и рядовые Кинсити Кодзука (24 года) и Юити Акацу (22 года). Они ушли в гористые джунгли острова, откуда исправно совершали регулярные вылазки и наносили всяческий урон предполагаемому противнику в рамках поставленной перед ними задачи.
[Стрелочкой показан остров Лубанг]
О том, что война закончилась в августе 1945 года, сообщить им было некому.
Группа партизан-диверсантов жила в полном отрыве от какой-либо цивилизации. Они питались бананами, кокосами и прочим подножным кормом, изредка воруя коров у местных мирных жителей. Чтобы не быть обнаруженными, постоянно меняли место лагеря и как могли подручными средствами боролись со всеми напастями тропических джунглей, начиная от постоянно быстро гниющей одежды и заканчивая всевозможными болезнями. И продолжали беспокоить местное население своими вылазками и диверсиями.
Власти острова пытались донести до партизан, что воевать больше не с кем и незачем. Регулярно над горами и джунглями разбрасывались листовки с описанием последних политических изменений в мире. С репродукторов, расположенных на окраинах деревней, в джунгли транслировались радиопередачи. Эффекта не было. Остальные группы японских партизан либо сдались, либо были уничтожены. И только группа Оноды продолжала действовать.
Да, они находили листовки. И даже слышали радиопередачи. И кое-кто из их противников успевал перед смертью попытаться сообщить им последние новости. Они не верили. Онода считал, что это провокация с целью помешать им выполнить свою миссию. “…Ни при каких обстоятельствах Вам не позволено оставить свою миссию”.
Правительство Японии пыталось помочь филиппинским властям решить проблему партизан. Были найдены родственники предполагаемых диверсантов. Родные написали призывы прекратить бессмысленную войну и вернуться домой. Эти листовки также показались Оноде провокацией врагов.
Только самому молодому из партизан, Юити Акацу, призывы листовок все-таки запали в душу. И однажды утром он тихо покинул очередной временный лагерь. После полугода одиноких скитаний в джунглях в июне 1950 года ему удалось выйти и в конце концов сдаться филиппинским властям. О дальнейшей судьбе Акацу ничего неизвестно.
Для Оноды и его товарищей этот эпизод стал поводом с еще большим недоверием относиться к провокациям противника. Оставшись втроем, они максимально усилили меры безопасности и старательно заметали все следы.
7-го мая 1954 года Симада Сёити был убит в перестрелке с филиппинскими военными.