Инцидент с “Марией Луз”
…Одним жарким июльским вечером пятого года от начала правления императора Мицухито в договорной порт Иокогама вошло сильно потрепанное штормом грузовое корыто под перуанским флагом. На борту корыта с трудом, но можно было разобрать название – “Мария Луз”.
Начальнику порта была послана докладная записка, что “Мария Луз”, следовавшая из порта Макао (Китай) в порт Кальяо (Перу) и перевозившая китайских рабочих по контракту, имеет серьезные повреждения и просит разрешения на временную остановку для латания дыр. Разрешение было дано и “Мария Луз” бросила якорь в Иокогаме.
Портовая Иокогама в те годы выглядела примерно так:
Такой вполне себе обычный порт. Необычного в нем было только то, что согласно условиям навязанного Японии договора с США, Великобританией, Голландией, Россией, Францией и еще рядом западных стран, Иокогама была фактически проходным двором, зайти в который имел право любой корабль, а японские власти должны были оказывать всяческое содействие и помощь. На территории Иокогамы законы Японии не действовали, если случались правонарушения, то совершившие их судились по законам их собственной страны. Или международным, если представительства конкретной страны в Иокогаме не было.
Пока дырявую “Марию Луз” латали, капитан Рикардо Херрера и часть команды расслаблялись на берегу. Видимо, потому одному из китайцев и удалось выбраться из трюма корабля, спрыгнуть в море и доплыть до стоявшего неподалеку британского военного корабля “Айрон Дюк”.
Британцы, ни слова не понимавшие по-китайски, доставили спасенного в порт и сдали администрации. Там китаец рассказал, что “Мария Луз” набита его соотечественниками-китайцами, живущими на этом судне в совершенно жутких условиях
Сотрудники администрации порта переглянулась между собой. Ну да, китайские кули, фактически рабы. Везут их на перуанские плантации. Давно налаженный и выгодный бизнес, на который кое-какие великие державы смотрят сквозь пальцы, потому что и сами неплохо с этого имеют. Китайца вернули на “Марию Луз”, сделав внушение капитану, чтобы хорошо обращался со своими “пассажирами”.
Пару дней спустя с “Марии Луз” сбежал еще один китаец. Этому удалось добраться до британского консула в Иокогаме Роберта Г.Ватсона. Где он рассказал, что того, первого сбежавшего, по возвращении на корабль жестоко избили и заковали в кандалы.
Мистер Ватсон при поддержке группы военных британских моряков отправился на “Марию Луз”. Сопротивляться столь внушительной делегации капитан Херрера не рискнул и разрешил осмотр судна.
В трюмах “Марии Луз” было обнаружено 232 китайца, живущих в адских условиях полной антисанитарии и практически впроголодь. На вопросы капитан Херрера ответил, что везет в Перу “рабочих по контракту”. И предъявил консулу 232 контракта, подписанных его “пассажирами”.
При этом большая часть китайцев оказалась элементарно неграмотными, они не знали, что именно подписывают и куда их везут. Значительное количество составляли совсем юные, практически дети, многие из которых были похищены. Британский консул сделал официальное представление министру иностранных дел Японии Соэдзима Танэоми.
Министру иностранных дел потребовалсь консультация: Япония на тот момент формально не имела дипломатических отношений с Перу. На заседании правительства, повященном данному вопросу, выступали губернатор префектуры Канагава (куда входит Иокогама) Муцу Мунэмицу, министр юстиции Это Симпэй и глава государственного совета принц Сандзё Санэтоми.
Страницы: 1 2