«Крёстный отец» периода Хэйан возрождается на «NHK»
Кэнъити Мацуяма сыграл главную роль в драме «Тайра-но Киёмори».
Возможно, при упоминании японского военачальника XII века Тайра-но Киёмори, главный герой Марлона Брандо в фильме 1972 года «Крестный отец» – не первое, что приходит на ум. Но это сравнение оказалось исключительно удачным для общественного телевидения «NHK», которое в наступившем году покажет сериал об этом знаменитом самурае.
Руководитель «NHK» Такэси Сибата (Takeshi Shibata) впервые заявил о новой драме «Тайра-но Киёмори» в октябре 2010 года. В то время он еще не знал, кто сыграет главную роль, но уже понимал, что требуется от фильма: «динамичная версия «Крестного отца» времён периода Хэйан».
Скорее всего, это были просто невзначай брошенные слова, но они возымели неожиданный эффект. Процитированное в заголовке новостей на сайте, это сравнение привлекло внимание молодого актера Кэнъити Мацуямы (Kenichi Matsuyama, 26 лет), который, как и большинство добропорядочных японцев в то время, был возмущен разгорающимся скандалом вокруг государственных пенсий.
«Я тогда только прочитал, что уже умершим людям всё ещё выплачивали пенсии, и что некоторые даже не знали о смерти своих родителей. Я был поражен, насколько в обществе ослабли связи внутри семей и между друзьями», – рассказал Мацуяма на недавней пресс-конференции «NHK».
Понятно, что рассказ о клане Тайра – или семье Корлеоне, нет разницы – не может повлиять на пенсии. Зато он способен заставить современное японское общество вспомнить о важности семейных связей, в чем, по мнению Мацуямы, оно очень нуждается. Он попросил коллег связаться с «NHK», чтобы больше узнать о проекте.
«Я просто хотел принять участие, но не ожидал, что мне предложат главную роль», – сказал он. Может, и не ожидал, но за последние пять лет скромный Мацуяма сыграл главные роли не менее чем в пятнадцати фильмах, в том числе в «Тетради смерти» и экранизации романа Харуки Мураками «Норвежский лес», и стал одним из самых популярных актеров своего поколения. Конечно, главную роль предложили ему.
Тайра-но Киёмори (или Киёмори из рода Тайра) – одна из известнейших личностей в истории Японии, его жизнь отражена во всех формах популярного искусства – от романов и панно до фильмов и манги.
Наиболее знаменита поэма XIV века «Хэйкэ-моногатари» («Heike Monogatari»), чьё название в переводе звучит как «Повесть о доме Тайра». Длиной почти в пятьсот страниц, она рассматривается наряду с «Повестью о Гэндзи» как один из примеров классической литературы Японии.
История Киёмори начинается с тайны, окутывающей его рождение. Из исторических памятников можно почерпнуть, что он родился в 1118 году в области, которая теперь является частью префектуры Миэ, и рос как сын Тадамори (Tadamori), самурая из рода Тайра. Но неясно, чьим же сыном он все-таки был.
Для новой драмы сценарист Юки Фудзимото (Yuki Fujimoto) использовал одно из наиболее распространенных мнений о том, что Киёмори был сыном прежнего государя Сиракавы (Shirakawa, актер Сиро Ито (Shiro Ito)) и молодой неизвестной танцовщицы (актриса Кадзуэ Фукииси (Kazue Fukiishi)), которого вырастила одна из любовниц Сиракавы, Гион-но Нёго (Gion no Nyogo, актриса Сэйко Мацуда (Seiko Matsuda)). Из-за трагического поворота судьбы ребенок танцовщицы оказался на попечении Тадамори (Киити Накаи (Kiichi Nakai)). После того, как император приказал последнему жениться на Гион-но Нёго, та фактически стала матерью для Киёмори.
Далее начинается описание полной сражений юности Киёмори – лошадиные скачки с молодым Ёситомо (Yoshitomo) из клана Минамото, с которым он позже вступит в смертельную борьбу, сражения с пиратами во внутреннем море Сэто рука об руку с отцом.
Успех в борьбе с этими пиратами приносит им милость императора. Так начинается история Тайра, политическое возвышение и рост могущества семьи, сначала под предводительством Тадамори, потом Киёмори.
Руководитель «NHK» Сибата писал, что он был заинтересован в достоверном воссоздании мира позднего периода Хэйан: «Я не хотел, чтобы это походило на живопись, на мир формальной красоты. Я хотел, чтобы получилось достоверно и энергично».
Этот подход явно ощутим в первом из пятидесяти эпизодов, который недавно продемонстрировали представителям СМИ. Шумные споры оживляют рынки, самураи и солдаты огрызаются друг на друга, льет дождь и пыль висит в воздухе как фильтр на линзе камеры. На кадрах из последующих эпизодов назойливые пираты представляют собой отвратительную толпу, но они не намного хуже, чем вечно заляпанный грязью Киёмори и его неотесанный воинственный клан.
Самому Мацуяме, кажется, нравится авантюрный характер фильма. Когда его спросили, испытывал ли он физический или душевный дискомфорт, он удивился вопросу: «Я пока молодой, так что все в порядке. На съемках, в основном, мужчины, и мы всегда готовы к трудностям». Однако, он признал, что изображать Киёмори психологически тяжело, особенно сцены с чьей-нибудь смертью: «Тогда многие умирали молодыми, и я думаю, что расставание с людьми было одной из главных тем в жизни Киёмори».
На вопрос, каким человеком был Киёмори, Мацуяма напомнил сцену из жизни самурая. В 1147 году воинственные монахи горы Хиэй (Hiei), находящейся к северу от Киото, рассердились на попытки правительство отобрать некоторые из земель, которые они использовали.
«Все эти монахи дружно двинулись в Киото, требуя изменений. С собой у них был переносной храм, чем они потрясли всех, ведь тогда люди были суеверными. Монахи оставили храм на середине дороги со словами: «Если вы хотите, чтобы мы забрали его, выполните наши требования», – рассказал Мацуяма.
Киёмори открыто бросил вызов и монахам, и богам, в знаменитой сцене, где он пустил стрелу прямо в храм. Мацуяма не вдавался в подробности о том, как именно этот момент будет выглядеть в новой драме, но он отметил, что Киёмори не побоялся бросить вызов общепринятым представлениям: «Он был верен себе и не боялся перемен, если считал, что они могут привести к улучшениям».
Мацуяма надеется, что из этого сможет извлечь для себя урок и современная аудитория: «Кажется, люди в наше время не живут так, как им хочется. Они подвержены влиянию чужого мнения. Например, услышав о популярности той или иной программы, они неожиданно начинают думать, что это и их любимая программа. Людям кажется счастьем подстраивать свою жизнь под существующие нормы». Напротив, Киёмори не был связан обычаями и сопротивлялся всему, что ограничивало его положение в обществе: «Он отказался быть сторожевой собакой императора».
Поклонники актера без труда найдут сходство с его собственной личностью. Появляясь на различных шоу, он почти не старается спрятать свой природный диалект уроженца префектуры Аомори. Некоторых фанатов так покорила его обезоруживающая искренность, что они отредактировали и выложили на «YouTube» набор кадров из различных передач, где явно подчеркнут его деревенский характер.
Впечатление о Мацуяме как об очень привлекательном прямом и честном человеке более или менее утвердилось в умах молодых японок, когда его отхватила одна из самых завидных невест страны – Коюки, 35-летняя актриса, обольстить которую не вышло даже у Тома Круза в фильме «Последний самурай». Сейчас Коюки беременна их первым ребенком.
Страницы: 1 2