Новости из Японии

Тёмная сторона материнства

7th November 2010

Тёмная сторона материнства

В разделе Японцы |

В первом издании знаменитой книги сказок братьев Гримм, опубликованной в 1812 г., в истории, ставшей известной как «Белоснежка», была другая злодейка, нежели та, что мы все сейчас знаем и ненавидим.

Разрывая порочный круг – писательница Мири Рю, с которой в детстве плохо обращался отец, поняла, что ей нужна консультация и помощь после того, как начала бить собственного сынаПервоначально гонительницей Белоснежки была её родная мать, но в более поздних изданиях злая королева стала мачехой главной героини, чтобы сделать историю менее страшной для детей. Легко предположить, что если бы Гримм не внесли таких изменений, это сделал бы Уолт Дисней.

Злая мачеха является в литературе устойчивым тропом, что не означает, что это отражение действительности. Жестокие мачехи существуют, но тот факт, что сами братья Гримм изменили народную сказку, чтобы сделать её приемлемой для грамотных детей и утончённой чувствительности их родителей, говорит о том, как ужасно представление женщины, дурно обращающейся со своим потомством. Мысль о том, что отцы могут жестоко обращаться с детьми, мы до известной степени можем принять, но мысль о подобном поведении матери противоречит естественному порядку.

Эта картина была поставлена с ног на голову в недавней теледраме, показанной по каналу NHK, «Записка на ладони» («Te no Hira no Memo», «A Memo on a Palm»), в которой овдовевшую мать-одиночку судят по обвинению в пренебрежительном отношении к её 6-летнему сыну. Потенциал истории в изложении сложных чувств, порождаемых материнством, был растрачен поворотом сюжета, продемонстрировавшим, что ответчица не была родной матерью мальчика. Смерть мальчика, как оказалась, произошла из-за кратковременной небрежности с её стороны и стало ясно, что женщина любила его. То, что вначале казалось откровенным портретом матери, которая не была идеальной, оказалось историей о женщине, которая, в отличие от типичных ожиданий, обожала своего пасынка.

Хотя история предложила долгожданный корректив стереотипа «злая мачеха», эта драма изменила другой миф: о безусловной любви матери. В последние годы жестокое обращение с детьми набирает обороты в японских медиа как серьёзная социальная проблема и пресса должна была бороться с тем, как это приближается к материнскому идеалу.

Недавно женский еженедельник «Fujin Koron» запустил серию статей, посвящённых плохому обращению внутри семьи. В одной из них психиатр Тосихиро Отаки (Toshihiro Otaki) указывает, что СМИ, как правило, фокусируются на «крайних случаях», в которых «незрелые, бедные родители плохо обращаются со своими детьми». Во многих из этих случаев главным обидчиком является отчим или приятель матери-одиночки. Эти ситуации легко объяснить и Отаки считает, что уклонение прессы от освещения менее «типичных» историй о плохом обращении усугубляет проблему.

Отаки приводит пример одной из своих пациенток, которую называет Танака (Tanaka). Компаньоном Танаки, сидевшей одной с ребёнком, пока муж вечно был в командировках, было только её чувство неуверенности. Её сын страдал от кожного заболевания и её неудачи в попытках обеспечить ему комфорт подорвали уверенность Танаки. Когда она обнаружила, что снова беременна, то тайно не хотела ребёнка и после рождения дочери начала плохо относиться к обоим детям. К счастью, она обратилась за помощью. Пока Танака посещала консультации, её дети находились под надзором.

Стресс от веры в то, что она «не была идеальной матерью» усугубил её лёгкую депрессию. Воспитывать детей тяжело и для матери важно создать дистанцию между ней и потомством. Танака не смогла сделать этого, поскольку считала это эгоистичным, опровержением «материнского инстинкта». Когда это отчаяние проявилось в порывах к плохому обращению с детьми – однажды она пыталась задушить малютку-дочь и удерживала голову сына под водой во время принятия ванны, – она увидела себя как «злую мать», но Танака была всего лишь слабой и одинокой. После девяти месяцев консультаций Танака воссоединилась со своими детьми. Это было девять лет назад и она говорит, что с тех пор больше ни разу плохо не обращалась с детьми, по-видимому, потому что создала необходимую дистанцию. В самом деле, теперь она работает на полную ставку, что всё ещё считается негативным фактором в воспитании детей: считается, что работающая весь день женщина не может быть такой же хорошей матерью, как домохозяйка.

Ещё одной женщиной, обратившейся за консультацией, когда она поняла, что начинает плохо относиться к детям, стала писательница Мири Рю (Miri Ryu), чьё описание собственного трудного детства развилось в заработок на жизнь. Выросшая в семье с жестоким отцом и покорной матерью, которые разошлись, когда она была девочкой, изнасилованная домовладельцем, когда ей было пять, и предоставленная себе в пятнадцать, Рю использовала свои романы и эссе для изучения своей мизантропии и неуверенности в себе. Как она написала в другой статье в «Fujin Koron», до недавнего времени Рю – мать-одиночка – не понимала до недавнего времени, что избиение сына классифицируется как жестокое обращение.

Она обратилась за консультацией и откровенно написала о своём опыте в новой книге «Семейная тайна». Поскольку она била своего сына рефлекторно, когда тот плохо себя вёл, она не задумывалась об этом, пока её консультант не напомнил ей о побоях, полученных от отца, о побоях, которых, как она думала, она заслуживала.

Рю всегда держала сына на определённой дистанции.

«До того, как он родился, я дала ему имя Такэхару (Takeharu)», – пишет она. – «Но после появления сына на свет я всегда звала его «малыш».

Т. к. она испытывала недостаток «материнских чувств», она прочитала книги по воспитанию детей и была расстроена всеми этими «трудами». Будучи необщительной по натуре, ей пришлось вступить в контакт с обществом, когда сын пошёл в школу. Процесс «общения» она ненавидела и выместила свою неудовлетворённость на ребёнке. Теперь она понимает, что попала в круг плохого обращения: она отдавала то, что сама получила когда-то. Больше всего она боится, что Такэхару продолжит этот круг.

Ни Рю, ни Танака не достигли до того уровня, когда их плохое обращение угрожало бы жизни детей, но они обратились за помощью.

Министерство здравоохранения, труда и благосостояния сообщает, что после широко освещённых весной прошлого года случаев, произошедших в Осаке, когда двое детей умерли, будучи оставленными матерьми-одиночками дома одни, за последующие три месяца со всей Японии было получено свыше 13 тыс. сообщений о возможном плохом/небрежном обращении с детьми.

Люди знают злых матерей, как знают и идеальных. Между этими двумя крайностями лежит обширная и неизведанная территория.

Статья на английском: Philip Brasor для The Japan Times, 7.11.2010
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 7.11.2010

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100