Новая активная позиция японской молодёжи
Скромный дом в западной части Токио, возможно, не кажется местом рождения японского общественного движения.
Но именно в этом лабиринте татами сидит группы серьёзных студентов, которые, потягивая холодный чай, связываются посредством лаптопов с общенациональной сетью из 5000 добровольцев и делают свою работу. Миссия «Катарибы» («Katariba», в переводе что-то вроде «место совместного использования»), как называется эта группа, заключается в том, чтобы научить молодых японцев тому, что они имеют место в обществе, и тому, что они должны использовать своё право принимать участие в решении политических вопросов.
«Это всего лишь маленький шажок», – говорит Куми Имамура (Kumi Imamura, 29 лет), проводящая семинары в государственных старших школах с целью представления молодёжи ролевых моделей – политических и др. – «Но этот шаг вперёд должны сделать вы сами».
Ещё больший шаг может иметь место 30-го августа, когда в Японии пройдут парламентские выборы, на которых станет ясно, кто будет пребывать на вершине – Либерально-демократическая партия (ЛДП) или оппозиционная Демократическая партия Японии (ДПЯ). Как правило, такого рода мероприятия в стране, где ЛДП практически непрерывно заправляла государством на протяжении последних 54 лет, наводят тоску, но предстоящие выборы гальванизированы надвигающимся чувством обречённости: скорее всего из-за многообразия экономических и социальных проблем занимающий в настоящий момент пост премьер-министра Таро Асо будет смещён, а его место займёт лидер ДПЯ Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama).
В ходе двух недавних опросов выяснялись симпатии электората и получилось так, что количество «любителей» ДПЯ на 15 процентных пунктов превысило количество респондентов, высказавшихся в пользу ЛДП.
Как заявил Дайго Сато (Daigo Sato, 35 лет), основавший неправительственную организацию «dot-jp», занимающуюся помощью студентам в прохождении практики в офисах японских политиков: «Впервые это напоминает настоящие выборы».
Наиважнейшей задачей для будущего правительства является ни больше, ни меньше, а возрождение нации. В настоящий момент Япония представляет собой наиболее быстро стареющую страну – ожидается, что до 2050 г. её население сократится примерно на 25% до 95 млн. человек, из которых почти половина будет в возрасте старше 60 лет.
Ещё более сложным является момент с молодёжью: молодые японцы, которые теперь, казалось бы, должны встать у руля, уже почувствовали себя на обочине общества. Той уверенности в завтрашнем дне, которая благодаря системе пожизненного найма была у предыдущего поколения, у них нет и ныне молодёжь первой лишается рабочих мест. Она же унаследует государственный долг, который по спирали приближается к 200% ВВП.
Не удивительно, что многие молодые японцы волнуются о том, что свет в конце тоннеля это не луч надежды от прогресса, но свет фар приближающегося синкансэна. Если Япония не обратится к потребностям молодёжи – семейной политике, системе социальных гарантий, программой на будущее и т. п., – потерянное десятилетие (как назывался экономический кризис 1990-х гг.) породит целое потерянное поколение.
Точно так же, как японская молодёжь мужественно встречает бремя отечественной обанкротившейся политики, многие из них понимают, что у них нет другого выбора, кроме как добиваться места под солнцем будущего. Тогда как возможности трудоустройства сокращаются, всё больше молодых людей обращаются к добровольческой деятельности, а количество молодёжных неправительственных организаций растёт. Другие пытаются убедить всех в возрасте до 30 лет, что их избирательные бюллетени действительно значимы. Вот пятеро молодых японцев, которые в меру своих сил пытаются переделать свою собственную жизнь – и, возможно, всё японское общество в целом.
Агитатор
Кэнсукэ Харада (Kensuke Harada, 23 года) в настоящее время учится на третьем курсе престижного Токийского университета, а когда-то находился на пути к становлению всего лишь ещё одним политиком.
В 2006 г. он попал на стажировку к одному законодателю из ДПЯ, который был родом из того же города на юго-западе Японии, из Окаямы (Okayama). Но спустя год в интернатуре Харада понял, что «детский лепет» реформ его не устраивает, он хотел более непосредственного воздействия. Тогда в апреле 2008 г. он организовал «ivote», поощряющую молодёжь оставить в Сети обещание, что они будут голосовать на предстоящих выборах (кстати, на последних выборах голосовало около 30% 20-летних, тогда как в общем для электората этот показатель составил 60%).
Используя токийский «Макдоналдс» в качестве импровизированного штаба, Харада и его команда из 10 студентов занимаются организацией мероприятий, поощряющих молодёжь голосовать. Он также планирует провести ряд встреч и приёмов в местных барах, которые позволят политикам сделать что-нибудь неожиданное в рамках плотно «забитого» предвыборного сезона: например, встретиться с настоящей молодёжью и представить свои идеи.
Подобные мероприятия держат в напряжении и саму молодёжь. После одного из таких событий количество молодых участников, заявивших о своём желании проголосовать, увеличилось почти втрое. Более чем по какой-либо другой причине, как сообщает Харада, участники «ivote» говорят, что «голосуют за своё будущее».
Читайте также:
- «Место для общения» помогает японским подросткам обрести уверенность в себе
- Входят ли в обязанности премьер-министра Японии посещения храма Исэ-дзингу?
- Первая леди Японии посетила японскую школу в Коннектикуте
- «Эксцентричная» первая леди Японии попробовала кимчхи в Сеуле
- Ранее малоизвестный храм Хатояма становится популярным