Новости из Японии

25-го в Тэммангу

24th December 2008

25-го в Тэммангу

В эпоху Камакура – время расцвета самураев и дзэн-буддизма Митидзанэ начали почитать и как покровителя путешественников в Китай, особенно, дзэнских монахов, отправлявшихся туда за мудростью. Появилась легенда, что Сугавара Митидзанэ сам якобы ездил учиться в Китай, хотя в действительности он там никогда не бывал. По преданию, Китано Тэндзин явился во сне монаху Энни (1202 – 1280) из школы Риндзай и изъявил желание постичь премудрость дзэн. Энни переадресовал Тэндзин к своему учителю, китайскому монаху. Тэндзин немедля перенесся в Китай, освоил учение и в ту же ночь снова явился Энни. Толкование чуда не заставило себя ждать: покровитель наук и просвещения захотел посодействовать распространению дзэн-буддизма. Спустя некоторое время широкое распространение получило изображение Китано Тэндзин в китайских одеждах и с веткой сливы в руке. Слива была любимым деревом Митидзанэ, посвятившего ей немало стихотворений.

Чайная церемония как свидетельство популярности

Великий и могущественный вождь самураев, один из объединителей Японии – Тоётоми Хидэёси (1537 – 1598) горячо почитал Китано Тэндзин, и однажды решил высказать внимание ками, устроив 1 декабря 1587 г. пышную и многолюдную чайную церемонию на территории святилища Китано Тэммангу. Она вошла в историю под названием «Великая чайная церемония в Китано». Для самых почетных гостей в помещении главного храма тогда была установлена специально привезенная золотая комната Хидэёси. Приготовлением чая в ней занимались великие мастера – Сэн Рикю, Цуда Сокю и другие. Для прочих многочисленных гостей на территории храма было сооружено более 1500 (!) чайных домиков. В церемонии использовались лучшие образцы китайской и японской посуды и украшений для токонома.

25-го в Тэммангу

[Великий Хидэёси]

За месяц до чайной церемонии в Киото, Осаке, Сакаи, Хакате и их окрестностях было объявлено, что Хидэёси устраивает великую чайную церемонию, на которую приглашаются даймё, самураи всех рангов, горожане и крестьяне. Это был показной смотр духа единства в стране. Правда, гостям попроще чашки и циновки для сидения было ведено принести с собой. В празднике участвовало более пяти тысяч человек, и продолжался он десять дней. Шли театральные представления, звучала музыка, не прекращались танцы. Хидэёси выставил для всеобщего обозрения свое собрание произведений искусства, как это было принято среди коллекционеров в то время.

«Китано дайтякай» помнят и сегодня. В 1886 г. В Японии было официально отмечено трехсотлетие со дня Великого чаепития, организованного Хидэёси в Китано, а ныне подобные чаепития (хотя и без «золотой комнаты») проводятся мастерами всех чайных школ каждый год 1 декабря при огромном стечении посетителей.

Учиться всякому пригодится

Популярность Китано Тэндзин заметно возросла с XVII в. Сначала его культ был распространен преимущественно среди образованного сословия. Однако развитие производства и торговли породили у горожан и крестьян потребность в умении читать и писать. При буддийских монастырях появились начальные школы «тэракоя»; синтоистские священники и самураи тоже занялись просветительской деятельностью. По мере распространения грамотности культ Китано Тэндзин приобрел общенациональный характер. Наряду с Кобо-дайси (774 – 835; он же Кукай, основатель буддийской школы Сингон) и Оно-но Тофу (894 – 966; известный каллиграф) Китано Тэндзин стал почитаться как покровитель каллиграфии.

25-го в Тэммангу

[Русские туристы в Китано Тэммангу.]

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100