Японские сады: рай на Земле
Социальную историю Японии можно проследить по садам Киото, создававшимся в течение столетий аристократами, монахами и феодалами.
Киото был имперской столицей Японии, и именно здесь можно найти одни из самых красивых садов страны.
«Ничего не выбрасывать», должно быть, всегда было девизом японских садовников, поскольку старое и новое сосуществует в садах страны, которые многое могут рассказать нам об истории Японии.
Самые старые из сохранившихся садов относятся к эпохе Хэйан (794-1185) и они известны в Японии как «тисэн-сюю-тэйэн» («chisen shuyu teien», «сады для весенних катаний на лодках по пруду»). Пруд был сердцем не только сада, но и чудесно беззаботного, беспечного и чувственного стиля жизни аристократии. Сады тисэн-сюю-тэйэн были созданы так, чтобы их было видно с воды, и проходившие в них праздники с катанием на лодках были очень театрализованными событиями. Гости скользили по пруду в украшенных красивой резьбой и раскрашенных лодках под аккомпанемент музыки, исполнявшейся оркестром, плававшим на собственной лодке.
Пруды все еще были центральной чертой стиля Чистой земли или Райского стиля, второго направления в садоводстве, достигшего расцвета в XI веке.
Сайхо-дзи (Saiho-ji), знаменитый Сад мхов в Киото, был создан как земное воплощение Западного Рая Будды Амиды. К этому времени важной чертой сада стали камни. Их искали на склонах гор или берегах рек, и иногда привозили издалека. Священники, ответственные за создание сада в эпохи Хэйан и Камакура (1185-1333) назывались иситатэсо (ishitateso) или «священники, устанавливающие камни». Они были священниками низших рангов, поскольку любая работа, связанная с землей, считалась унизительной.
Должности иситатэсо постепенно были заняты каварамоно (kawaramono) или «людьми речных берегов». В XIII веке каварамоно были изгоями, которым разрешалось жить только на берегах реки Кацура в Киото, и зарабатывать на жизнь работами, которые отвергались остальным обществом. Они сначала проникли в сады как чернорабочие, но их место жительства было идеально для того, чтобы находить вдоль реки подходящие камни, и они вскоре научились помещать камни в сады, так что роль каварамоно постепенно изменилась. К XV веку они приобрели такое уважение, что стали перенимать работу иситатэсо.
Эпоха Камакура возвестила о переходе власти от аристократии к классу воинов, и золотой век аристократических садов сразу подошел к концу. Дзен-буддизм был ввезен в Японию из Китая, и с ним пришла новая, значительно более простая эстетика. Сады делались из камней и песка, тщательно сочетаемых, чтобы создать монохроматическую, в высшей степени абстрактную и очищенную версию природного ландшафта.
Карэ-сансуй (kare-sansui), или сухой сад эры Муромати (1393-1568) был сделан не для того, чтобы его касаться или ходить по нему. Он создавался как картина, которую нужно рассматривать из статического положения. Это было совершенное выражение элегантной и аскетической эстетики дзен, и его создатели находили вдохновение в прекрасных картинах ландшафта в технике гохуа (тушь и водяные краски по шелку или бумаге) эпохи династии Сун, которые были принесены в Японию из Китая дзенскими монахами.
По традиции монахи пили чай, чтобы поддерживать бодрствование во время долгих периодов медитации, и в эпоху Момояма (1568-1600) стали появляться сады для проведения чайных церемоний. Феодальный владыка Кобори Энсю (Kobori Enshu) был создателем многих из важнейших садов для чайной церемонии, особенно Конти-ина (Konchi-in), храма в монастыре Нандзэн-дзи (Nanzen-ji).
В отличие от карэ-сансуй, сад для чайной церемонии специально приспособлен для того, чтобы гости шли по нему на чайную церемонию, создавая переход между повседневным существованием и более созерцательным миром. Родзи (roji) или «росистый путь» ведет от входа в сад к чайному домику, территория по обе стороны от дорожки засажена глянцевыми вечнозелеными растениями приглушенной палитры, расположенными естественным образом. Родзи, сделанный из камней, опрыскивают водой перед прибытием гостей, создавая атмосферу свежести и чистоты. Он представляет важный переход в устройстве японских садов, поскольку вводит идею движения, позже развитую в садах для прогулок XVII века.
Сады для прогулок, которые были большими ландшафтными парками, построенные для развлечения владевших ими феодальных владык, начали появляться в эпоху Эдо (1600-1868). Они имели элементы садов с прудами эпохи Хэйан, но пруды в них, как правило, были слишком маленькими, чтобы кататься по ним на лодке.
Как правило, узкая, извилистая тропинка, идет по краю воды, через мостики и переходы по камням, сквозь рощи красиво подстриженных деревьев, между искусственными волнистыми холмами и мимо чайных домиков и продуманных композиций из камней. В саду для прогулок вы встречаете один и тот же вид снова и снова, каждый раз под немного другим углом.
Там были и композиции из камней, но они потеряли свое религиозное значение, как и святилища и чайные домики, спрятавшиеся среди деревьев. Один из самых красивых садов для прогулок в Японии – это Кацура Рикю (Katsura Rikyu) в Киото.
В 1854 году Япония подписала договор с Соединенными Штатами, положивший конец 200-летней изоляции. Это оказало огромное воздействие на все аспекты японской культуры, включая и устройство садов. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) начал использоваться значительно более широкий спектр растений, и волнистые лужайки английских ландшафтных садов часто включались в состав новых композиций. Феодальная система была быстро отменена, и почти все дворцовые сады для прогулок, созданные во время эпохи Эдо для феодальных владык, возродились как общественные парки.
1. Хосэн-ин
В храмовом саду Хосэн-ин к северо-востоку от Киото в Охаре есть дерево столь старое и величественное, что оно доминирует над небольшим пространством сада. Это дерево – японская белая сосна (Pinus parviflora), одно из самых медленно растущих представителей семейства сосновых. Говорят, что оно растет в саду 700 лет. Его природная склонность развивать прямые, удлиненные ветви была поддержана, и на протяжении столетий из его ветвей удалось сформировать полог, накрывающий весь сад.
При этом весь сад мог оказаться в глубокой тени, но ветви и иглы постоянно прореживались. В результате, подрезанные азалии прекрасно растут в покрытом мхами пространстве под деревом. Шесты, которые когда-то выпрямляли ветви, все еще на месте, но сегодня они служат для поддержки, а не для ограничения роста.
Сад лучше всего разглядывать изнутри храма, так, чтобы вокруг вида на сад образовывалась идеально пропорциональная рамка.
Страницы: 1 2