Сёрэн-ин. Почти семейная история
Завершалось пребывание нашей делегации в Киото, и утро перед отъездом стоило посвятить посещению места, где мы еще не были, но где обязательно надо было побывать – в храме Сёрэн-ин.
[Внутренний дворик]
Отношение к этому месту у нас особое – непохожее на обычное уважительное восхищение остальными киотскими святилищами и красотами. Сёрэн-ин, настоятель которого традиционно является главой и нашей организации, тем самым оказывается связан с каждым из нас уже гораздо более личными отношениями. Эта близость, до сих пор ощущаемая где-то очень глубоко, в то утро была подтверждена на почти официальном уровне. Когда мы пришли в храм, вход на территорию которого стоит 500 йен, с нас, как с членов Организации, не взяли даже этой мизерной суммы. Приятную мелочь мы восприняли как проявление уважения и «внутрисемейного» доверия. Поэтому особенно лестно было, прогуливаясь по павильонам храма, видеть на его стенах большие фото членов другой – значительно более известной семьи, к которой принадлежит настоятель Сёрэн-ин, но здесь самое время рассказать об удивительной истории этого храма.
[Сад Кирисима работы мастера Кобори Энсю]
Сёрэн-ин, известный так же как дворец Авата, был построен на востоке Киото, у подножия горы Хигасияма в конце XIII века, но его прошлое уходит корнями в более раннюю эпоху процветания Императорской столицы – период Хэйан (794-1185), когда в стране едва ли не безраздельно царили представители двух основных буддийских школ – Сингон и, особенно, Тэндай. Религиозные объединения последней стали своеобразным государством в государстве и в течение нескольких столетий фактически представляли официальную религию Японии.
[Дайгэнкан – этим входом пользовался император Комэй – последний император самурайской Японии]
Основатель школы и ее первый патриарх – Сайтё разработал буддийскую доктрину теократического государства, и монастыри Тэндай, возвысившиеся на горе Хиэй, стали грозным напоминанием светским властям об ограниченности их влиянии на земле и ничтожности – на небе. Не случайно в «Повести о доме Тайра» (Хэйкэ моногатари) – первом «самурайском романе» мировой истории, император-инок Сиракава с горечью восклицает: «Три вещи мне неподвластны: воды реки Камо, игральные кости и монахи с горы Хиэй!». Именно там – на горе Хиэй и находилась основная резиденция патриархов школы Тэндай – монастырь Энрякудзи, а их столичным представительством при императоре Тоба стал Сёрэн-ин.
[Рюдзин-но икэ – Пруд сердца дракона]
В знак уважения и признания особого положения храма его настоятелем был назначен сын императора Тоба. С тех самых пор традиция никогда не прерывалась – главой Сёрэн-ин может стать только близкий родственник императора. Фотографии нынешнего настоятеля – Благородного Хигаси Фусими Дзиго, его сына – Благородного Хигаси Фусими Дзико (иероглиф «дзи» в буддийских именах настоятелей Сёрэн-ин означает «милосердие») и их сегодняшних Высочайших родственников – императора Акихито и императрицы Митико, сделанные во время посещения храма, мы и видели на стенах, украшенных лучшими художниками Японии.
[Памятник Дзиэну во дворе храма]