25-го в Тэммангу
Будучи назначен в 899 г. Правым министром двора, Митидзанэ оказался втянут в сложные придворные интриги и борьбу с самым влиятельным и богатым родом Японии – Фудзивара. Историки считают, что Сугавара оказался в той борьбе пешкой, разыгранной в партии между более опытными и хитрыми противниками (дочь Митидзанэ стала одной из жен Тэнно и родила ему сына, что стало неприятным сюрпризом для постоянного «поставщика жен двора Его императорского величества» – Фудзивара). Так или иначе, итогом этой партии для Митидзанэ стала его ссылка на Цукуси (о. Кюсю) на должность управителя Западных земель — Дадзайфу. Важно отметить, что, согласно преданиям, Сугавара в политической борьбе вокруг престола занимал сторону императора, и наказан был самим императором, введенным в заблуждение.
В ссылке Митидзанэ страдал от несправедливых обвинений и тосковал о прежней жизни в столице, что видно из его многочисленных стихотворений того времени. 25 февраля 903 г. он умер, как сказано в хрониках, «с разбитым сердцем», так и не возвратившись в блистательный Хэйан.
Мятежный дух
За смертью Сугавара последовало небывалое количество стихийных бедствий: эпидемии, наводнения, засухи, землетрясения. Несчастья обрушились и на род Фудзивара: в 909 г. в возрасте 39 лет умер Фудзивара Токихира – главный виновник изгнания Сугавара. В 923 г. скончался наследный принц Ясуакира, сын императора Дайго и младшей сестры Фудзивара Токихира, смерть которого стала страшным ударом для всех Фудзивара. Сразу же после этого указ о назначении Сугавара управителем Дадзайфу был торжественно сожжен, а ему самому возвратили должность правого министра и второй придворный ранг – посмертно.
Аристократы, знавшие подноготную борьбы Сугавара и Фудзивара, увидели за всеми этими бедствиями месть «разгневанного духа» Митидзанэ. Традиция почитания, точнее умиротворения, «разгневанных духов» к тому времени существовала в Японии уже давно, поэтому неудивительно, что двор попытался загладить свою вину перед несправедливо обиженным сановником именно таким способом. Однако несчастья продолжались и после посмертной «реабилитации» Митидзанэ. В 930 г. одно из зданий императорского дворца сгорело от удара молнии: она ударила, когда там собрались высшие сановники для обсуждения мер против засухи. Событие произвело настолько сильное впечатление на императора Дайго, что он заболел и через три месяца умер. После этого «разгневанный дух» Сугавара стал почитаться как карающий бог молнии и грома – Икадзути Тэндзин. За пожаром последовал период политической смуты, апогеем которой стало восстание одного из первых знаменитых самураев – Тайра-но Масакадо (? – 940), провозгласившего себя императором.
[Сугавара Митидзанэ]
Согласно хроникам, в 942 г. и в 947 г. дух Сугавара дважды являлся людям и изъявлял свою волю: поклоняться его изображению, исправлять свои дурные поступки, помогать другим людям и следовать Путем науки, почитать Митидзанэ как воплощение богини Каннон. В результате в Китано, на северо-западной окраине Киото, по велению духа Сугавара Митидзанэ было сооружено небольшое святилище. В 947 г. там за одну ночь выросла сосновая роща, в которую, как считалось, переселился дух Сугавара. Потрясенные явленным чудом, почитатели Сугавара выстроили на этом месте большой храм, получивший название Китано Тэммангу. В 988 г. человек по имени Сугавара Митидзанэ был, наконец-то, официально обожествлен как Тэмман Тэндзин. Храм Китано-тэммангу стал центром его культа. Другим центром стал храм Дадзайфу-тэммангу, воздвигнутый на месте захоронения Сугавара на Кюсю. В обоих храмах Митидзанэ почитался как одно из проявлений богини Каннон.
С течением времени о грозном – «молниеносном» духе забыли, и на первый план вышла его «мирная» ипостась. Образованные люди из высшего общества, помнившие о просветительской роли рода Сугавара в японской истории, приходили в храм, чтобы попросить поддержки в занятиях литературой, каллиграфией, искусством и т.д. еще до того, как Митидзанэ официально был признан богом, в 986 г. литератор Ёсисигэ Ясутанэ, обращаясь к Китано Тэндзин с «молитвенным посланием», назвал его «отцом сочинительства и покровителем стихов». В храмах, посвященных Китано Тэндзин, проводились поэтические турниры. Позднее, в эпоху Муромати (конец XIII – XVI вв.) в Китано-тэммангу стали проводиться танцевальные театрализованные представления бугаку и саругаку, привлекавшие множество зрителей.
[Продавец антиквариата и одежды для актеров.]