Новости из Японии

Генеральский храм на Журавлином холме

7th November 2008

Генеральский храм на Журавлином холме

Если все это соответствует действительности, то становится понятно, почему Ёритомо, восхищенный мастерством самурая, повелел ему впредь именовать Кандзэ-рю «Школой всех наград» (или «Школой всех похвал») – Сёсё-рю. Мори Ухэйта Кунимото стал ее первым патриархом, передав знания местным священникам-каннуси, а Цуругаока Хатимангу – местом основания и основным центром Сёсё-рю. Ну и конечно, нельзя не отметить, что сама интрига схватки между большим и сильным противником и внешне непрезентабельным и малорослым является явной предтечей появления современного дзюдо с его знаменитой, хотя и не всегда правильно понимаемой концепцией победы малого над большим, мягкого над жестким. Так пролег невидимый, но вполне реальный мостик между синтоистским «генеральским храмом» Цуругаока Хатимангу в Камакуре и буддийским Эйсёдзи в Токио, где в конце XIX века родилось дзюдо – настоящий «генерал» современного будо.

Ябусамэ

В своем первоначальном виде Цуругаока Хатимангу до наших дней не сохранился. В 1191 году храм сгорел, но тут же был восстановлен еще в большем блеске и масштабе. До Реставрации Мэйдзи (1868) он считался религиозным комплексом, объединявшим в себе элементы синтоизма и буддизма, причем представители последнего доминировали. Однако пришедшая на смену сёгунату новая государственная власть, сделав ставку на националистические ценности синто, законодательно разделила религии, оставив храм Цуругаока Хатимангу в руках каннуси. Бесценные буддийские сооружения, статуи, украшения были отсюда вывезены. Что-то было с легкостью продано за рубеж по бросовой цене, что-то уничтожено, сожжено, а то и просто выброшено.

Тем не менее, храм сохранил свое значение, оставаясь одним из трех важнейших святилищ Хатимангу в стране, наряду со святилищами в Киото и префектуре Оита. Его ежегодно посещают до 10 млн. человек. Особенно большой наплыв верующих отмечается в первые новогодние дни, а также осенью, когда 14–16 сентября отмечают престольный праздник храма – мацури, во время которого в память о духе несчастной танцовщицы Сидзуки на площадке во дворе храма, где когда-то танцевала она, проходят ритуальные танцевальные представления – Сидзука-но маи, чайная церемония под открытым небом, и состязания по ябусамэ — стрельбе из лука со скачущей лошади.

Генеральский храм на Журавлином холме

Вообще-то говоря, ябусамэ это маленькая птичка — короткохвостка. Но для большинства японцев это слово означает именно праздничные скачки со стрельбой из лука в Цуругаока Хатимангу. Какое все это имеет отношение к религиозному культу и почему это проводится в храме? Очевидно, подобное воинское упражнение могло бы доставить удовольствие богу войны Хатиману. Во всяком случае, впервые церемония ябусамэ была проведена по приказу императора Киммэй (509–571) в одном из святилищ Хатимангу, чтобы умилостивить богов, способных обеспечить стране и ее народу мир и хороший урожай. Нельзя не заметить, что сходные мотивы изложены и в документах о воссоздании в 1895 г. Дай Ниппон Бутокукай – крупнейшего, самого закрытого и авторитетного японского клуба мастеров и преподавателей будо: «Будем ежегодно в обязательном порядке собирать единомышленников и совершать церемонии в честь богов и демонстрировать для их удовольствия свою воинскую доблесть…». Похоже, не правда ли?

Вообще говоря, стрельба из лука на скаку всегда считалась в Японии неотъемлемой составной частью воинского искусства. Именно с этого начинались схватки между враждующими самурайскими отрядами и армиями. При этом всадники сначала посылали в небо стрелы с особой конструкции деревянными наконечниками, которые громко гудели в полете. Так воины привлекали к своему мастерству внимание богов. Затем, как и западноевропейские рыцари, конные самураи разъезжались в разные стороны и по сигналу мчались навстречу друг другу, обмениваясь на скаку ударами стрел. Удачный выстрел был способен так потрясти присутствующих, что армии могли разойтись без дальнейшей борьбы, признав победу за стороной, представителем которой выступил удачливый лучник.

Сменив военный характер упражнения на религиозный, стрелки стали во время мацури всаживать стрелы в неподвижные мишени. Их устанавливают в ряд на 60-метровой дистанции на расстоянии всего 3–4 метра от 150-метровой дорожки, по которой проносятся всадники. Мишеней — три, каждая размером 60 см с концентрическими кругами. Иногда стандартные круглые мишени заменяют на квадратные и ромбовидные со стороной в 55 см.

Генеральский храм на Журавлином холме

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100