Генеральский храм на Журавлином холме
Колыбель самураев
В 1185 году лидер клана Минамото Ёритомо с помощью своего младшего брата Ёсицунэ разгромил конкурирующий и богатейший в Японии род Тайра. Еще через 6 лет Ёритомо, избавившийся от храброго и слишком популярного среди рядовых самураев родственника, стал военным диктатором Японии – сёгуном, и основал первый наследственный сёгунат. Обосновался диктатор в своей наследственной деревушке Камакура, превратив ее в свою полевую ставку, по сути дела, — в военную, а значит, и в фактическую столицу страны.
Еще не пришедший к власти официально Ёритомо в 1180 г. дал приказ возвести в Камакуре синтоистский храм, посвященный богу войны – Хатиману, считавшемуcя к тому же его семейным удзигами — покровителем клана. Строго говоря, семейный храм Хатимана существовал в Камакуре и раньше – он был построен за 117 лет до этого Минамото Ёриёси, одним из предков будущего сёгуна. Новое святилище воздвигли несколько севернее старого – на склонах Журавлиного холма, и оно сразу заняло доминирующее положение над всем городом, а заодно и над всеми храмами.
Расположение Цуругаока Хатимангу удачно подчеркивало будущий «генеральский» статус сёгуна, напоминая о том, что его военным победам покровительствовало Небо, внушая уважение подчиненным и трепет – врагам. Когда же сёгун узнал, что его супруга ждет наследника, он приказал проложить для ее прогулок от Цуругаока Хатимангу к морю дорогу, и посадить вдоль нее сакуры – так появилась Вакамия-одзи.
Почему клан Минамото, да и многие другие самурайские семьи так почитали этот храм? Дело в том, что Хатиман считался воплощением полулегендарного императора Одзина, жившего, если верить летописям, в конце IV — начале V веков. В череде японских монархов, ведших свою родословную напрямую от богини Солнца Аматэрасу, Одзин шел под пятнадцатым номером и прославился, прежде всего, своими военными походами. Его войска сражались на севере острова Хонсю – против воинственных племен аборигенов – айну или эмиси, и на юге – Одзин пытался завоевать и подчинить своей власти буйные племена, жившие на острове Кюсю. Неудивительно, что его дух на многие столетия стал одним из главных покровителей военного сословия, фактически, богом войны. Причем сложился этот культ задолго до того, как Камакура стала военной столицей и даже до того, как вообще было сформировано сословие самураев. Первое и очень показательное упоминание о храме Хатимана можно найти в хронике «Сёку Нихонги», датированной 737 годом. Там говорится, что, по предсказанию оракула, Хатиман распространит свое покровительство на сооружение огромной статуи Будды (Дайбуцу) в Наре. Это значит, что в те времена, когда только намечался процесс слияния синтоизма и буддизма, Хатиману была придана ипостась Великого Бодхисаттвы (Дайбосацу), призванного защищать буддизм, проникший в страну с континента. Синтоистский ками стал одновременно и покровителем военных, и защитником Будды – то есть, одним из важнейших и почитаемых богов древней Японии. Первый известный храм Хатимана — Хатимангу — был построен в Киото. Популярность воинственного духа с годами росла, и сегодня в Японии насчитывается около 25 тысяч храмов Хатимана и их отделений. Но главным из них всех – «генералом» над всеми остальными – считается именно Цуругаока Хатимангу.
Легенды Хатимана
Сёгунат Минамото просуществовал до 1233 г. За это время на вершине власти произошло много драматических событий, и величественный Цуругаока Хатимангу стал свидетелем большинства из них. На его территории и сегодня еще можно увидеть огромное дерево гинкго, за которым, согласно легенде, прятался бывший самурай, ставший монахом-убийцей, Кугё, готовившийся совершить в 1219 году покушение на своего дядю — тогдашнего сёгуна Минамото Санэтомо.