Генеральский храм на Журавлином холме
Тут же перед храмом сохранилась крытая площадка, на которой весной 1186 года сёгун Минамото Ёритомо заставил танцевать Сидзуку, известную танцовщицу и возлюбленную своего брата Ёсицунэ, только что убитого по его же – Ёритомо – приказу. Эта трагическая история стала темой многих сказаний, драм, театральных постановок и кинофильмов. Надо отметить, у вдовы был скудный выбор: или танцевать перед убийцей своего любимого или… Сидзука была беременна, и вот как предлагал поступить с ней советник Ёритомо Кадзивара Кагэтоки: «…женщину, которая носит под сердцем дитя врага, считают столь великой преступницей, что раскалывают ей череп, вынимают мозги, разбивают кости и вытягивают костный мозг». Не рассчитывавшая на пощаду Сидзука все же станцевала, и на время была оставлена в покое. Когда же она родила мальчика, новорожденный немедленно был убит самураями Минамото (его могила находится в соседнем храме), но сама несчастная мать выжила и была отпущена, что называется, «на все четыре стороны».
Дорога к площадке, на которой танцевала Сидзука, ведет от гигантских тории через Тайко-баси – Барабанный мост — горбатый мостик через лотосовый пруд.
Существует поверье, что, если вы сможете взобраться и пройти по его скользкому камню без посторонней помощи, вас ожидает долгая жизнь. Проверить справедливость легенды нельзя, да и поверить в нее трудно: в старые времена ходить по Барабанному мосту имел право только сёгун – вряд ли кто-то позволил бы ему рисковать на скользком мосту. Сейчас же Тайко-баси просто закрыт для посетителей, и на него можно только посмотреть.
По обе стороны от моста расположены два пруда, названные по фамилиям героев величайшей войны древности: Гэндзи (Минамото) и Хэйкэ (Тайра). В пруду Гэндзи растут белые лотосы, в Хэйкэ — красные (помните, у Гребенщикова: «Белый цвет Минамото, красный цвет Тайра…»?). На берегах пруда Гэндзи развеваются их фамильные белые знамена. На берегах пруда, носящего имя побежденных Хэйкэ, пусто – у поверженных не может быть знамен.
Школа Сёсё-рю
Еще одно то ли легендарное, то ли историческое предание связано с тем, что Цуругаока Хатимангу стало в древние времена одним из центров боевой подготовки самураев: с этим храмом ассоциируется очень «генеральское» название одного из направлений дзюдзюцу: «Школы всех наград» – Сёсё-рю. Ее основателем считается знаменитый политический деятель времен Тайка (середина VII века) Фудзивара Каматари, получивший во владение от духа лисицы секреты школы боя серпом. Кодэн-рю или «Школа, полученная от лисы», якобы была вскоре утрачена, а затем возникла вновь не менее мистическим образом.
Полководцу времен раннего Хэйан (VIII-IX вв.), носившему титул «Генерал, покоряющий варваров» – сэйи-тай-сёгун, Саканоуэ Тамурамаро приписывается основание и одного из самых красивых буддийских храмов Японии – Киёмидзу-дэра в Киото. Согласно преданию, отправляясь на войну с айну, Саканоуэ в течение 37 дней возносил молитвы милосердной бодхисатве Каннон (другое японское имя этого индийского бога Авалокитешвара – Кандзэон) в маленьком святилище у Источника чистой воды – Киёмидзу. Милосердное буддийское божество помогло обрушить всю мощь японской армии на варваров-айну и победить их, а Саканоуэ объявил, что значительная доля успеха была гарантирована тем, что сразу после окончания обета ему во сне открылись тайны сокровенной школы военной стратегии и боевого мастерства, которой он обучил своих воинов – все той же Кодэн-рю. В благодарность богине Тамурамаро переименовал Кодэн-рю в «Школу, переданную во сне Бодхисаттвой Кандзэон» – Мусо кандзэ-рю. Новое, известное ныне, название – Сёсё-рю, школа получила уже в Камакуре.