Изучая древнюю столицу Японии снаружи и изнутри
Киото, одинаково привлекательный для туристов, любителей прекрасного и историков, таит в себе следы гораздо более древней столицы Японии. Она была основана в 794 году как место пребывания имперских властей. После гражданской войны 1467-1477 годов разрушенный город заново обстраивался пышными дворцами и храмами, отделкой которых занимались мастера школы Кано, особенно почитаемые правящим военным классом.
К первому относятся складные ширмы, расписанные в жанре «ракутю ракугай-дзу» («виды столицы и ее окрестностей»). Представленные экземпляры известны как «Уэсуги», «Рэкихаку А», «Рэкихаку Б», «Фунаки», «Фукуокасихаку», «Сёкидзи» и «Икэда» (Прим. пер.: названия означают бывших или нынешних владельцев). «Уэсуги» относится к Национальным сокровищам Японии, остальные – к культурному достоянию.
Среди золотистых облаков проступают дворцы, крепости, храмы, скромные жилища; на улицах самураи, гуляки, ремесленники, актрисы кабуки, собаки, иностранные купцы и малыши на плечах отцов. Можно узнать достопримечательности, например, храм Киёмидзу и реку Камо, а также петляющую процессию участников фестиваля Гион Мацури. Заснеженные горные вершины и цветение вишни указывают на ход времени.
Искрящиеся безудержным весельем ширмы «Фунаки» были созданы художником-жанристом Ивасой Матабэем (1578-1650). На них изображены примерно 2728 фигур (хотя хранитель музея Масато Мацусима признался, что сам их не пересчитывал). Бурная деятельность людей на фоне городских сцен захватывает; не менее интересно рассмотреть обстановку, в которой создавались ширмы.
Прообразом планировки Киото послужила китайская столица эпохи династии Тан: с Ракуё на востоке и Тёан на западе. Однако Тёан угас, остался только Раку, отсюда и выражение «ракутю ракугай-дзу».
После войны положение имперской аристократии и сёгуната было весьма шатким, к власти рвались воинственные кланы. В то время, 500 лет назад, среди зыбкости, опасностей и честолюбия, и появилась жанровая живопись. «Ракутю ракугай-дзу» показывает, каким видели город художники, а в особенности их заказчики, правящие самураи. Сегодня известно примерно сто сохранившихся работ.
В более ранних работах (например, «Уэсуги») Симогё (нижняя столица), где проживала аристократия, располагается рядом с Камигё (верхней столицей), северной частью владений правящего клана Асикага. Изображен союз имперского величия и военной мощи, хотя это и принижало полноту контроля сёгуната над столицей. Считается, что створки ставились таким образом, чтобы сидящий между ними мог видеть весь город. На ширмах более позднего периода Эдо (1603-1868) восток и запад Киото, представленные Императорским дворцом и замком Нидзё, выступают соперниками, а в таких работах, как «Фунаки», предпочтение отдается бытовым сценам, а не намекам на политику. Возможно, здесь нашли свое отражение пожелания правителей провинций, тоже заинтересовавшихся «ракутю ракугай-дзу», для которых Киото был почитаемым, но далеким культурным центром.
Вторая часть выставки приглашает изнутри взглянуть на некоторые из великолепных строений, только что промелькнувших перед нами. Представлены фрагменты стенной росписи Императорского дворца, храма Рёандзи и замка Нидзё (в том числе Большого зала – этого театра власти, где правитель принимал своих вассалов). Можно себе представить, насколько внушительно выглядел сёгун на фоне ослепительной картины Кано Танъю, изображавшей крепкое сосновое дерево и яростного сокола. Встречи с близкими людьми проходили в изысканном зале Куросёин, искусно украшенном художником Кано Наонобу рисунками неярких цветов вишни, красочных птиц, волнующейся реки и чернильными пейзажами.
Многочисленные пожары, землетрясения и натиск прогресса оставили совсем немного от Киото времен самураев. На выставке, проходящей в Токио, можно насладиться просмотром самых значительных художеств Киото XVI – XVIII веков и увидеть этот исчезнувший мир с двух захватывающих точек зрения.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 24.10.2013