Калейдоскоп сердца: Истинные радости родительства
Я не детский психиатр, но временами пациенты консультируются со мной насчёт своих детей.
Иногда они рассказывают что-то вроде «Мой ребёнок учится в начальной школе и никак не может угомониться, вечно ему хочется что-то делать, например, лазить по деревьям» или «Мой ребёнок с головой ушёл в чтение манги вместо того, чтобы заняться учёбой, а ведь на носу экзамены в среднюю школу».
И в том, и в другом случае пациенты спрашивали, не является ли подобное поведение признаком расстройства развития.
Когда речь заходит о расстройствах развития у младенцев и маленьких детей, безусловно, важно как можно быстрее выявить возможные нарушения и приступить к лечению. Например, есть дети, чьи навыки общения после участия в специальных программах значительно улучшились.
Однако, в своём кабинете я чаще всего слышу вопросы о тех детях, у которых в детстве не было особых проблем медицинского характера, которые совершенно свободно обзаводились друзьями и участвовали в школьных мероприятиях. Я бы сказала, что в большинстве случаев, о которых мне довелось услышать, родителям вообще не следовало так волноваться.
Одна моя пациентка то и дело повторяла, что очень переживает за своего сына, и я попросила привести его на консультацию, добавив, что при необходимости могу посоветовать им хорошего специалиста.
На приёме её сын-четвероклассник поначалу нервничал, но только он заявил, что любит игры, и я повела разговор в этом направлении, как лицо мальчугана озарилось и он начал болтать о самых различных вещах.
Я не заметила ничего такого, о чём раньше рассказывала мне мать мальчика, включая её утверждения, будто он совершенно равнодушен к окружающему миру и не может общаться с другими людьми.
Когда я честно заявила, что считаю, что с ребёнком всё в порядке и нет никаких признаков расстройств развития, и что мальчик, предпочитая игры учёбе, всего лишь ведёт себя соответственно возрасту, мать посмотрела на меня с удивлением.
«Серьёзно? Но многие другие дети его возраста ходят в подготовительную школу и даже сами интересовались экзаменами в среднюю школу», – произнесла она. – «Только моему сыну не хватает мотивации».
Когда я это услышала, настала моя очередь удивляться. Когда младшеклассник больше интересуется экзаменами и учёбой — и это в возрасте, когда, как правило, больше хочется играть, – то подобное настораживает куда сильнее.
Разве это не естественно для ребёнка не слушать родителей и учителей и доставлять им хлопоты? Разве это не естественно для него улучать каждую свободную секунду для игры? Во всяком случае, я в детстве была именно такой.
Уверена, родители начинают беспокоиться, когда ребёнок не отвечает их ожиданиям и идеалам. Но если честно, разве сам непослушный ребёнок, то и дело заставляющий родителей причитать «Да что ж это за наказание такое?», не представляет собой истинную радость родительства?
Как человек, у которого нет детей, я всегда хотела быть «обременённой» ребёнком.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 29.05.2012