Подготовительные курсы в Японии
Вызывающие споры подготовительные учреждения не лишены удивительных преимуществ.
«Литий!», «Магний!» – раздаются в сумерках возгласы детей, когда преподаватель показывает обозначения элементов периодической таблицы. Развеваются две дюжины флагов, и десятилетний мальчик громко называет названия соответствующих стран. Позже они определят двадцать созвездий, которые они выучили. Таймеры на партах подстегивают старших студентов, торопливо выполняющих пробные тесты. Это сцена из Сэйран Гакуин (Seiran Gakuin), дзюку (juku) или подготовительных курсов, расположенных на окраине Токио. Каждый вечер она повторяется в пятидесяти тысячах подобных заведений по всей Японии.
Рассматриваемые как важнейший аспект быстрого послевоенного роста Японии, подготовительные курсы популярны как никогда. Приблизительно каждый пятый первоклассник посещает эти внеклассные занятия, а к концу выпускных классов – почти все учащиеся. Плата составляет примерно 260 тысяч иен в год. Оценки школьных и университетских экзаменов напрямую зависят от посещения дзюку, что вызывает определенное беспокойство в стране, считающейся борцом за равноправие. Также есть мнение, что школы укрепляют традицию скорее механического заучивания, чем понимания материала.
И все же имидж «потогонной системы» устарел. Население Японии уменьшается, так что некоторые школы становятся источниками активной инновационной политики, – так считаает Джулиан Диркес (Julian Dierkes) из Университета Британской Колумбии, один из немногих специалистов по дзюку. Многие руководители дзюку были в числе левых активистов в 60-х годах, позже их вытеснили из деловых и научных кругов.
Доля зачисленных студентов выше, чем четверть века назад. Согласно правительственному исследованию 2008 года, две трети родителей назвали причиной популярности дзюку недостатки государственного образования. Их услуги имеют более индивидуальный подход, многие поощряют любознательность, в то время как государственные школы относятся ко всем одинаково. «Дзюку преуспевают в тех направлениях, в которых отстают школы», – говорится в отчете ОЭСР (Прим. пер.: Организация экономического сотрудничества и развития – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики). По словам самих учащихся, в Токио дзюку спасают от тесноты квартир, шумных братьев и сестёр, а также ТВ и Интернета.
Как ни странно, Министерство образования Японии отказывается признать дзюку частью образовательной системы, рассматривая их как обычные коммерческие учреждения. Влиятельный союз учителей сопротивляется им как подрывающим основы равноправия. Между тем идея дзюку распространяется за пределами страны, японские компании расширяют свою деятельность в Китае и во всей Азии. Там они также могут стать ответом на пробелы в государственном образовании.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 4.01.2012