Реакция японских художников на цунами
ТОКИО – За год, прошедший с тех пор, как северо-восточное побережье Японии было разрушено сильнейшим землетрясением, цунами и последовавшим ядерным кризисом, художники пытались по-своему рассказать о катастрофе.
Так называемое движение «После марта 2011 года» началось с изображений разрушенных цунами городков и убитых горем людей, переживших самую страшную со времен Второй мировой войны трагедию. По-разному – от театрализованных выступлений до создания памятников – художники высказались против использования ядерной энергии и почтили память тысяч погибших.
«Практически все выставки и другие мероприятия после… землетрясения так или иначе перекликаются с этими событиями, изменившими жизнь», – считает Эмили Уэйклинг (Emily Wakeling), хранитель музея и исследователь искусств, работающая в Токио. – «Реакция большинства художников была эмоциональной».
27-летнего художника-инсталлятора Цубасу Като (Tsubasa Kato) участие в работах по расчистке гор обломков в качестве добровольца сподвигло на создание памятника. Он недавно закончил строительство трехъярусного маяка из обломков зданий, уничтоженных цунами. В этом ему помогали триста местных жителей, судьбы которых исковеркала катастрофа.
Обычно установка его крупных работ проходит с большим шумом, но сейчас он предпочел сделать все тихо, в знак уважения. По его словам, поначалу он не собирался делать ничего подобного, но впечатления от работы плечом к плечу с жителями быстро заставили его поменять решение. «В Фукусиме мы разбирали здания, расчищая руины. Тогда я предложил построить что-нибудь новое», – рассказал он в интервью «AFP» в галерее Токио. Посмотреть на установку маяка пришло около тысячи человек. По его словам, он ощутил оптимизм собравшихся людей: «Природные катаклизмы всегда сплачивали японцев. Проект помог эмоциональному взаимодействию зрителей и пострадавших».
25-летняя мангака Моэко Фудзии (Moeko Fujii) уверена, что после катастрофы ей и ее коллегам пришлось пересмотреть отношение к работе. «Нам, художникам, нужно было обдумать, как представить эту ужасающую трагедию, и нужно ли это делать вообще», – рассказывает она. – «Манга популярна, ее читают люди всех возрастов, так что это хорошая возможность понять, что пережили люди во время землетрясения».
Отклик большинства художников был эмоциональным, однако «ChimPom», творческий коллектив из шести человек, настроен более решительно, освещая недовольство людей зависимостью страны от ядерной энергии. Они сняли видео, названное «В настоящее время», о том, как они пробрались в зону отчуждения вокруг аварийной АЭС «Фукусима» и подняли белый флаг над обломками. Нарисовав на нем красное солнце, как на национальном флаге Японии, они затем переделали его в знак радиационной опасности.
В модном токийском районе Сибуя они добавили свою вставку к росписи стены, сделанной Таро Окамото (Taro Okamoto), которая изображает руины после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Подражая стилю Окамото, коллектив «ChimPom» нарисовал дымящуюся АЭС.
Хотя это сделанная без разрешения дорисовка была быстро удалена, руководитель коллектива Рюта Усиро (Ryuta Ushiro) настаивает на том, что она внесла свой вклад в «переосмысление истории» ядерной энергии в Японии. Усиро не соглашается с мнением некоторых художников движения «После марта 2011 года», что необходимо разграничивать эмоциональную и политическую реакции на катастрофу. «Когда пытаешься создать что-нибудь, используя весь свой опыт, это неизбежно принимает политическую окраску», – считает он. – «Вопрос ведь не в том, затронута политика или нет, а в том, было ли целью общение с людьми».
Сообщение в новостях на японском языке о маяке Като:
Видео коллектива «ChinPom» можно посмотреть
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 2.03.2012