Новости из Японии

Авария на АЭС «Фукусима»: это ещё не всё

15th September 2011

Авария на АЭС «Фукусима»: это ещё не всё

Глядя на умышленное запутывание ситуации со стороны «Tokyo Electric» и медленную реакцию правительства, некоторые люди впадают в депрессию. Другие становятся более агрессивными.

Фотожурналист Рюити Хирокава готовил материал по Чернобылю и был одним из первых репортеров, произведших независимые измерения радиации около АЭС «Фукусима» после аварии. Он полагает, что факты опять утаиваются, потому что влияние на здоровье исследовалось учеными, долгое время бывшими ярыми сторонниками энергетических компаний.

«Они такие же, как те, кто первоначально утверждал, что вреда от чернобыльской аварии не будет. Они относятся к людям как к подопытным кроликам. Они собирают информацию, но не доводят ее до населения. Не будет ни результатов, ни лечения», – рассказал мне этот маститый журналист в своем токийском офисе.

Чтобы оценить угрозу, он добыл денег на приобретение современного контролирующего оборудования, включая устройство для всеобъемлющего обследования стоимостью 3,5 миллионов иен (28 тысяч фунтов стерлингов), которое бесплатно используется в центрах помощи гражданам: «Я расстроен правительственным отчетом об обследовании здоровья. Поэтому я обеспечил приобретение этого оборудования. Они заинтересованы в том, чтобы как можно меньше людей были признаны жертвами радиации. Мы должны бороться с этим, владея информацией. Так мы можем быть уверены, что люди будут осведомлены о рисках и получат необходимое лечение».

Некоторые видят в этих новых вопросах к властям шанс сместить политические и промышленные ориентиры в лучшую сторону. Тэцунари Иида (Tetsunari Iida) – бывший инженер-атомщик, уже более десяти лет выступает за переход к солнечной, ветряной и геотермальной энергии. Его Институт развития устойчивых источников энергии (Institute for Sustainable Energy Policies) не воспринимался всерьез до 11 марта, но после аварии призыв Ииды к постепенному уходу от ядерной энергии получил развитие. Согласно опросам общественного мнения, 70% населения поддерживает идею.

Для привлечения дополнительного финансирования к выработке «чистой» энергии Иида сейчас работает с Масаёси Соном (Masayoshi Son), основателем компании «SoftBank» и одним из наиболее уважаемых предпринимателей в стране. На этой неделе начнет свое существование Японская организация возобновляемой энергии (Japan Renewable Energy Foundation), в которую Сон обещал инвестировать миллиард иен. Бизнесмены, политики и знаменитости настроены теперь более критично по отношению к ядерной отрасли, что раньше означало бы профессиональное самоубийство. Главная программа новостей перестала принимать спонсорскую помощь энергетической компании. 

Эта перемена заметна и в Нагата-тё (Nagatacho), политическом центре Токио. После чернобыльской аварии советская доктрина рухнула в течение пяти лет. Основные политические партии размышляют, насколько сильно нужно поменять курс, чтобы избежать аналогичной судьбы. Бывший премьер-министр Наото Кан призывал к отказу от использования ядерной энергии – и быстро лишился своего кресла. Его преемник, Ёсихико Нода, гораздо более осторожен, намекая, что движение к переменам замедляется. Даже Либерально-демократическая партия, большая часть финансирования которой идет из этой индустрии, обещает уменьшить зависимость страны от этого источника энергии. Но сначала необходимо восстановить доверие общества.

Я встречался с политиком, ответственным за восстановление пострадавшей области – министром реконструкции Тацуо Хирано (Tatsuo Hirano) – чтобы спросить его мнение о том, что необходимо для восстановления доверия.

«До сегодняшнего дня мы пытались помочь людям, непосредственно пострадавшим от катастрофы. Но теперь мы должны помочь также и тем, кому впервые приходится жить в условиях радиации», – прокомментировал он. Правительство ассигновало 23 триллиона иен (181 миллиард фунтов стерлингов) для восстановления в течение последующих 10-ти лет, но стоимость дезактивационных работ еще предстоит оценить. Частично это связано с тем, что полная картина остается неясной.

По словам Хирано – он родом из пострадавшей области – правительство должно выяснить, что именно повредило охладительную систему реактора – землетрясение или цунами и прояснить неизвестные детали. Начаты подробное изучение уровня радиации внутри 20-километровой зоны отчуждения и долгосрочная программа обследования жителей Фукусимы, сформирован экспертный совет для установки точных радиационных  стандартов. Комиссия по безопасности продуктов недавно предложила новую предельно допустимую пожизненную дозу радиации для японцев – 100 милизивертов без учета естественного фона и медицинских обследований.

Результатом он хотел бы видеть реструктуризацию ядерной энергетики, включая постепенный останов 54-х имеющихся в Японии реакторов, начиная с самого старого. Представители атомной отрасли определенно будут сопротивляться, но Хирано полагает, что избиратели настоят на переменах: «На следующих выборах не победят политики, поддерживающие рост ядерной энергетики ради личных интересов».

Но достаточно ли Япония активна, чтобы отказаться от атомной энергии, очиститься и восстановить доверие? Страна располагает положительным опытом. Но сейчас есть  стареющее сокращающееся население, экономическая депрессия и прогнившая политическая система. Новый старт будет сложным, но движение уже начато.

Пасмурным утром моего последнего дня в Фукусиме я проснулся в 5 часов, чтобы встретиться с Масами Такано (Masami Takano), покидающим дом, в котором он прожил 30 лет, и работу шеф-повара.

Он хотел уехать рано утром, так как предстоял десятичасовой путь за рулем в Сигу, гористую префектуру на другом конце страны, где он планирует начать новую жизнь вдалеке от утечек радиации. Его мать рыдает, в то время как он грузит в свою «Хонду» коробки с одеждой, устройство для приготовления лапши, которое потребуется при поиске новой работы, и несколько дисков Леди Гаги, чтобы слушать в дороге.

Он уже простился с друзьями: «Я прямо им сказал: «Меня волнует радиация, поэтому я уезжаю. Некоторые из них не согласились. Я понимаю, что уезжать трудно, я прожил здесь почти всю свою жизнь, но здесь не безопасно».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100