Новости из Японии

Авария на АЭС «Фукусима»: это ещё не всё

15th September 2011

Авария на АЭС «Фукусима»: это ещё не всё

Многие местные жители – фермеры, которых заражение земли приводит в отчаяние. «Молодежь уезжает. За последние шесть месяцев вырос уровень самоубийств, а будет еще больше. Если не дать людям надежду, они теряют смысл жизни».

Ситуацию усугубляет дефицит доверия. Министры признали утаивание жизненно важной информации во избежание паники. Представители правительства первоначально отрицали, что произошло расплавление ядра реактора и утверждали, что проблемы на АЭС не угрожают здоровью людей. Ответственные службы присвоили аварии всего лишь четвертый уровень по международной шкале оценки ядерных происшествий – пока месяцем позже не подняли его до максимального седьмого уровня – как Чернобыль. Полная картина произошедшего еще уточняется и далека от завершения.

Днем позже землетрясения в здании реактора №1 произошел взрыв. Двумя днями позже – в здании реактора №3. На следующее утро взрывы прогремели на втором и четвертом энергоблоках. Из-за этих взрывов произошла утечка радиации, но правительство не дало оценки ее размерам и возможному пути распространения по берегу и внутрь страны, к городам Фукусима, Корияма и Токио.

Сотрудники атомной станции и аварийных служб также были в неведении. В Иваки (Iwaki), прибрежном городе к югу от АЭС, я беседовал с людьми, участвовавшими в ликвидационных мероприятиях. Т-сан, пожелавший остаться анонимным, был эвакуирован с АЭС «Фукусима Дайити» после землетрясения и вернулся спустя почти две недели для участия в дезактивационной операции.

«Нам ничего не говорили. Никто не упоминал о расплавлении ядра реактора. С нами не проводили обучения, как действовать в условиях серьезной аварии, нам не дали никаких инструкций. Но мы все знали, что дела очень плохи. Я думал, что это может стать моим последним заданием. Знаю, что это звучит немного глупо, но я чувствовал себя камикадзе, собирающимся пожертвовать всем во имя семьи и родины».

По его оценкам, с марта он получил дозу облучения в 50 милизивертов. По предыдущему распоряжению правительства это был предельно допустимый годовой уровень.

И он не один такой. По данным «Tokyo Electric», с момента катастрофы 410 работников, как и Т-сан, получили дозу, превышающую 50 милизивертов. Еще шестеро получили дозу, превышающую 250 милизивертов. Но в марте она стала допустимой, когда в качестве экстренной меры правительство увеличило предельно допустимую дозу со 100 до 250 милизивертов для сотрудников атомной отрасли.

«Они поменяли ее настолько неожиданно и резко, что мы уже не знали, что было опасным, а что нет. Мы пребывали в растерянности. Было ли правительство слишком жестким раньше, или неожиданно стало слишком небрежным? Мы не знали, чему верить». 

Это обычная история. С марта правительство повысило допустимые дозы радиации для еды, работников атомной отрасли, школьных игровых площадок и выбросов в море. То, что еще год назад считалось вредным, теперь узаконено и признано безопасным. Почти два миллиона людей в Фукусиме живут в областях, где годовая доза облучения превышает 1 милизиверт – предельно допустимую величину, определенную правительством для населения. Даже в центре Токио, в 240 км от аварийной АЭС, уровень приблизился к отметке, которая, будь она обнаружена на рабочем месте, была бы обозначена как «радиационная опасность».

Согласно данным ВОЗ, средний радиационный фон в мире составляет 2,4 милизиверта в год. Одна рентгенография грудной клетки добавляет 0,1 милизиверта, шестичасовой трансатлантический перелет – 0,5 и компьютерная томография всего тела – 12 милизивертов. Но в этих случаях облучение является прогнозируемым, внешним, им относительно легко управлять. Выбросы АЭС «Фукусима» были гораздо опаснее и могли проникнуть в организм, где радиация может нанести больший вред.

После взрывов радионуклиды разлетелись подобно фейерверку, направление и дальность зависели от направления ветра и веса частиц. Каждый элемент по-разному влияет на организм. Наибольшая дальность распространения у высоко летучих частиц йода 131, который может накапливаться в щитовидной железе, – вскоре они были обнаружены в самом Токио. Частицы цезия 134 и 137 с периодом полураспада примерно 30 лет, поражающие мочевой пузырь и печень, осели в почве, воде и деревьях в большей части Фукусимы, а также в отдельных областях Мияги, Тиба и Токио. Они остаются наибольшей проблемой. Стронций, который накапливается в костях и может вызвать лейкемию, распространился не так далеко, но тем не менее был обнаружен в 64 местах, включая город Фукусима. Самый тяжелый радионуклид – плутоний – с периодом полураспада, измеряющимся десятками тысяч лет, был найден в малых количествах в пределах станции. Возможно, он попал в Тихий океан вместе с 10 тысячами тонн сильно зараженной воды.   

Общая утечка радиации со станции потрясает своими масштабами – 770 тысяч терабеккерелей после аварии. Еще миллиард беккерелей добавляется ежедневно, пока инженеры бьются над герметизацией поврежденного строения. Большей части йода  – с его восьмидневным периодом полураспада – уже нет. Цезий и другие радионуклиды также рассредоточились и рассеялись. Но многие просочились в почву, листья деревьев в лесах, овощи и через цепи питания попали в организмы животных, рыб – и людей. По мере появления новых подробностей жители Фукусимы стараются определить, какую же дозу радиации они получили. Они вспоминают, где были в тот критический день 15-го марта, сколько времени провели на улице, шел ли снег и во что они были одеты. Они думают о том, что ели и пили с тех пор, и был ли источник безопасным.

И не так много можно сделать. Обещанное правительством всеобъемлющее обследование займет время. Проверять уровень радиации в каждом продукте практически невозможно. Но есть организация, пытающаяся помочь. Станция контроля радиационного заражения граждан (Citizen’s Radiation Monitoring Station) в Фукусиме, основанная журналистом Рюити Хирокавой (Ryuichi Hirokawa), предлагает бесплатную проверку продуктов. Это медленный процесс. Каждый продукт нужно очистить, разломить или измельчить, упаковать и затем поместить на 20 минут в измерительный прибор «LB 200 Becquerel Monitor».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100