Телевидение в Японии всё быстрее теряет популярность
«Исторический сдвиг», «новая эра» – газеты, описывая июльский переход с аналогового на цифровое телевещание, не скупились на гиперболы. Как пишет «Shukan Post» (19-26 августа), телевидение действительно входит в некую новую эру, изживая себя, или, в лучшем случае, становясь «СМИ для пожилых». Внимание молодёжи всё больше поглощают другие средства.
Ах, эти старые добрые деньки. Для телевидения в Японии это были 1950-е. Ещё совсем юное, оно обладало прелестью новизны. Старшее поколение японцев даже сегодня с нежностью вспоминает, как они собирались перед витринами магазинов, где были выставлены телевизоры – мало у кого тогда был свой собственный, – и смотрели, как Рикидодзан громит своего противника-американца, показывая своим поклонникам, что с поражением Японии в войне история не кончилась. Телевидение пошло в рост и стало символом процветания. Оно сотворило множество популярных звёзд и лиц, от певицы энка Мисоры Хибари (Misora Hibari) до легенды бейсбола Сигэо Нагасимы (Shigeo Nagashima).
«Тогда, на заре, телевидение подпитывалось энтузиазмом, идеями», – делится телепродюсер Такахару Савада (Takaharu Sawada). – «Чем-то, что исчезло в погоне за рейтингами. Если бы у передачи на другой станции были высокие рейтинги, вы бы её скопировали – так теперь и обстоит дело на ТВ. В старые времена копировать то, что выпускала другая станция, представлялось неудобным».
Как обнаружил «Shukan Post», эти нормы были отброшены во время экономики «мыльного пузыря» в 1980-х гг. Если вам удалось попасть на ТВ, вас ждала зарплата в 20 млн. иен и неограниченные служебные расходы. Шальные деньги дают возможность вести разгульный образ жизни, но отравляют творческий потенциал.
Кроме того, они отравляют честность. Текущая сетка передач предоставила «Shukan Post» отличный пример. С тех пор, как 11-го марта произошла катастрофа «землетрясение-цунами-расплавление реакторных ядер», ток-шоу буквально гудят от обсуждений «сэцудэн» – экономии электричества. Участники дискуссии предлагают различные меры – устанавливать кондиционеры на отметку не ниже 28°С, выключать свет, отключать из сети неиспользуемые приборы и т.п. Как пишет журнал, невысказанная правда заключается в том, что лучше всего экономить электричество, выключив свой телевизор. В поддержку этого есть исследование, проведённое центром им. Номуры Сого, в ходе которого обнаружилось, что выключенный телевизор экономит в 1,7 раза больше электричества, нежели установка кондиционера на более высокую отметку. И с отключенным телевизором никто не страдает от теплового удара. Но не стоит ждать, что об этом скажут на телешоу.
То, что очарование телевидения исчезает, было ясно ещё до перехода на цифровое вещание. «Shukan Post» цитирует результаты исследования радиовещательной корпорации «NHK», проведённого в 2010 г.: в 2005 г. 11% населения страны в целом вообще не смотрели телевизор, причём этот показатель на 8% выше по сравнению с данными десятилетней давности. Такое снижение довольно существенно, хотя и не является резким. Но в ходе того же исследования выяснилось, что молодёжь телевидение всё больше и больше не интересует: так, например, юноши в возрасте до 20-ти лет в среднем смотрели телепередачи меньше двух часов в день, тогда как средний показатель в целом составляет 3 ч. 28 мин. По-прежнему ТВ популярно у пожилых людей в возрасте от 70 лет и старше: они смотрят телевизор более чем 5 часов в день.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 14.08.2011
Читайте также:
- Новый девиз японских служащих: «Работать ради стройности! Быть стройным ради работы!»
- Японцы перестают смотреть телевизор
- Поколение, выросшее на текстовых сообщениях, считает телефонные разговоры пустой тратой времени
- «Последний писк» кафе Акихабары: мужчины-«горничные»
- В полицию и пожарные службы Японии продолжают поступать ложные экстренные вызовы