Смогут ли бездомные жертвы землетрясения пережить эту зиму в Тохоку?
ТОКИО – Согласно отчёту Министерства здравоохранения, в прошлом январе в городе Сэндай насчитывалось примерно 130 бездомных. Местные чиновники уверяют, что их количество не сильно изменилось с момента мартовской катастрофы, разрушившей регион.
Однако интересные факты, приведенные журналом «Spa!» (выпуск от 6 декабря), говорят об обратном. «Власти считают только тех, кто обратился к ним за помощью», – говорит бывший бездомный по фамилии Судзуки (Suzuki). – «У меня сложилось впечатление, что землетрясение увеличило количество бездомных в два или три раза».
Может быть, учитывая вызванные катаклизмом неурядицы, так оно и есть. «Вероятно, у людей, потерявших жилье, были некоторые сбережения, позволившие им, по крайней мере, найти приют в Интернет-кафе, ночных ресторанах и других подобных заведениях. Но когда деньги закончились, они оказались на улице, во власти холодной зимы Тохоку», – считает Судзуки, в настоящее время работающий добровольным ночным сторожем.
Ряды новоиспеченных бездомных пополнили и те, кто не смог жить в многолюдных приютах и присоединился к восстановительным работам ради получения более удобного ночлега. Но это длилось недолго, и теперь, лишившись жилья вместе с работой, они оказались на холоде, ведь временное жилище, спешно выстроенное для расселения находившихся в приютах людей, уже занято.
События и злоключения столь же многочисленны и разнообразны, как и люди, вовлеченные в них силой обстоятельств. Среди случаев, рассказанных «Spa!», есть история 32-летнего человека, которого журнал называет господином Араи, жилище которого в городе Кэсэннума (Kesennuma) префектуры Мияги смыло цунами. Ему пришлось перебраться в приют, тренажерный зал местной школы. Порт, где работал Араи, был уничтожен катастрофой, оставившей его безработным с двадцатью тысячами иен за душой.
Жизнь в тренажерном зале была довольно унылой, единственным развлечением были приемы пищи. К сентябрю большинство его соседей по несчастью либо переехали во временное жилье, либо приобрели собственное. Почему-то у Араи это не получилось. Застыдившись, он покинул приют.
Араи ночевал в брошенных машинах и полуразрушенных зданиях. Время шло, и становилось все холоднее. За еду, палатку и переносной газовый обогреватель он устроился работать в добровольческий центр по разбору завалов. Через неделю он ушел, прихватив палатку и обогреватель.
Он направился на юг, но добрался только до Минамисанрику (Minamisanriku), проделав короткий путь по побережью. Здесь Араи также занялся волонтерской деятельностью. Он познакомился с другими добровольцами, влюбился в одну из них и пришел к выводу, что и после всего произошедшего он очень любит жизнь: «Если воспринимать ее с точки зрения бездомного, она и будет тяжелой. Но если думать о происходящем как об отдыхе на природе, то это даже весело!».
Теперь он никуда не рвется: «Сила любви будет хранить меня зимой».
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 21.12.2011