Противоречие и сложность в музыке – кредо Хироко Сэбу
Токио – Хироко Сэбу (Hiroko Sebu), композитору и виртуозу фортепиано, предложили исполнить несколько песен для рекламной кампании популярного сейчас браузера «Google Chrome». «Я не очень уверена в своих вокальных данных», – сказала она. Вместо этого она сделала аранжировку предложенных песен и подобрала инструменты.
Она была очень обрадована своим участием в проекте и шокирована масштабом кампании. Тридцатисекундный рекламный ролик национального телевидения быстро набрал миллион просмотров на YouTube. «На концертах люди подходят и рассказывают, как они узнали обо мне», – говорит она. О чем еще слушатели говорят после ее выступлений? «О том, что они не поняли моей музыки».
Многообещающая карьера Сэбу, которая с детства играет на пианино и сочиняет, четко разделена: «Когда я работаю над музыкой к фильму или телевизионной программе, я придерживаюсь требований заказчика. Но когда речь идет о моих собственных альбомах, я делаю все, что мне хочется. Мне нравятся оба направления, но они мало пересекаются между собой». Не удивительно, что люди, которые знакомы с творчеством Сэбу из ее работы с «Google», испытывают непонимание на ее концертах, где представленные композиции бросают в водовороты модуляций, структуризма и резких перемен.
Конечно, эта успешная работа дает ей заработки, и она чутко следит за тем, как культовая реклама «Google» меняет отношение к ее музыке. Но хочет ли она этого? «Эта реклама впервые сделала мой музыкальный стиль популярным. Так что я должна постараться превзойти себя и снова стать «композитором не для всех». Я не хочу, чтобы моя музыка стала такой же попсовой, как песни Майкла Джексона».
Ее музыка полна парадоксальной сложности – подсознательной и оглушающей. «Когда я была в Париже, преподаватели все время рекомендовали мне играть что-нибудь попроще и не стараться быть такой сложной. Они думали, что я нарочно стараюсь делать мою музыку более сложной, но это получается само собой». Этими наставниками были Антуан Дюамель (Antoine Duhamel) и Габриэль Яред (Gabriel Yared), последний и пригласил Сэбу обучаться в Париже, получив запись, которую она направила ему по собственной инициативе.
Как ни странно, музыка была вторым выбором Сэбу: «Творчество Стивена Спилберга вызвало во мне желание писать музыку для фильмов. Я хотела быть режиссером, хотя знала о своих музыкальных способностях».
Творчество Сэбу испытало несколько противоречивых влияний. Поклонница Спилберга, она неравнодушна к фильмам, таким же сложным, как и ее музыка: «Гай Мэддин. Он один из моих кумиров». Если на свете существует анти-Спилберг, то это наверняка Мэддин, эксцентричный выходец из Виннипега. «Я хочу создать музыкальный эквивалент его амбициозным, сложным малобюджетным фильмам. Я хочу влиять на людей в тонкой, ошеломляющей и необычной манере».
Сейчас Сэбу работает над вторым альбомом, первый сингл которого выйдет 24 августа. Поиск новой манеры исполнения был сложной задачей. Ее музыка напоминает камерную, со сложной перекличкой инструментов. Адаптация для фортепиано трудоемка, и полученное произведение требует большого мастерства исполнения.
На концерте «Mame Romantic Show» 30 мая Сэбу представила впечатляющую сольную интерпретацию своих сложных, подходящих для оркестра произведений. Она называет свою музыку «архитектурной», что наводит на мысли о структурном минимализме Стива Райха (Steve Reich), или, если говорить о влиянии фильмов на ее творчество, структурализме Тони Конрада (Tony Conrad). Во время ее представления легко было представить, что музыка Райха, написанная для одного фортепиано вместо шести, была бы поразительно похожа на творчество Сэбу. Аккорды разливались в арпеджио и обрывались. Развитие нарастало и спадало, и музыкальные темы были соответственно согласованы. Но частые переходы в другие тональности и склонность к неожиданным изменениям темпа и тактового размера избавили выступление Сэбу от любых признаков минимализма и ярко продемонстрировали противоречия, лежащие в основе ее музыки.
И если эту музыку может оценить только специалист с консерваторским образованием, то причина этому – ее многообразие. Сэбу обладает даром оригинальной интеллектуальной деятельности. Она казалась единственным человеком в помещении, переживающим свое выступление на чувственном уровне. Уровень восприятия присутствующих был различным, что наводит на мысль о том, чего ждут слушатели, приходя на концерт или включая запись, даже если они достаточно восприимчивы к инструментальной музыке.
«На самом деле я пытаюсь заигрывать со звуками и музыкальными идеями, чтобы постоянно чувствовать радость от музыки», – сказала Сэбу на концерте. Впоследствии она высказала ту же мысль в нашем интервью. Музыканты любят повторять друг за другом аналогичные фразы, ведь это звучит очень изящно. Но в случае Сэбу это не лукавство. Может быть, это самая притягательная черта ее музыки – никогда еще сложность не преподносилась с такой искренностью.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 6.08.2011