Кимоно цумуги
Цумуги (紬) по-русски называется французским словом “эпонж”.
Из толкового словаря: “Эпонж – (от франц. eponge – губка), хлопчатобумажная или шелковая ткань с шероховатой (губчатой) поверхностью, с разноцветным рисунком в виде узорчатого меланжа, клеток, широких полос и др.”
По самой распространенной легенде, цумуги начали делать в давние дремучие времена крестьяне из отходов производства тонкого высококачественного шелка.
По традиционной технологии дозревшие шелковые коконы вывариваются в кипящей воде (чтобы удалить склеивающий волоконца белок) и затем аккуратно разматываются, скручивая вместе сразу около десятка или больше тонких “паутинок” шелка. Во время этой процедуры волоконца шелка иногда рвутся и/или путаются и остается некоторое количество кокона, которое не разматывается до самого конца чисто и без “помарок”. Получается в итоге довольно много отходов шелкового волокна.
[Гравюра Куниёси (1840г). Трое детей делают шелковое волокно, шелк-сырец. Слева видна печка, на которой в котле варятся шелковые коконы. Девочка справа разматывает их и скручивает в нить]
Некоторую часть из этих путанок и обрывков использовали в качестве шелковой ваты для набивки подкладок утепленных кимоно. А остальное… Остальное экономные и запасливые крестьяне начали прясть (примерно как шерсть прядут) в грубоватую и неровную пряжу, из которой потом и ткали одежду для себя, не для продажи. Полотно из отходов получалось прочным, практичным и теплым, хотя и не таким гладким и блестящим как “настоящий” шелк.
Так и появились кимоно “цумуги”, одежда практичная и удобная, на каждый день и для любой работы. Цумуги нельзя надеть на парадную церемонию и для похода в театр оно не годится. Но в нем удобно заниматься повседневными делами и любой работой, зайти в гости к близким друзьям или пробежаться по магазинам. Эти кимоно были и остаются одними из самых подверженных моде. Из-за неровностей и относительной толщины пряжи новое цумуги жестче и грубее шелка тонкой выделки. Но чем дольше носишь цумуги, тем мягче и уютнее оно становится, не теряя при этом своей прочности. Говорят, что хорошее цумуги можно носить всю жизнь и оно только становится лучше.
Насколько легенда о происхождении цумуги близка к истине, сложно сейчас сказать. В итоге, однако, в разных провинциях Японии сформировалось несколько независимых технологий производства цумуги. Каждая за столетия была отработана до мелочей, до того, что когда-то считавшееся бросовым и дешевым полотно стало настоящим произведением искусства. Некоторые образцы могут стоить дороже расписанного вручную тонкого шелка.
[Разные образцы “простых” цумуги. Кликабельно]
Цумуги ткут из предварительно окрашенной пряжи. Рисунок на ткани образуется только за счет переплетения сложным образом окрашенных нитей.
Все разновидности цумуги перечислить не представляется реальным (да и не вижу необходимости, если честно). Понемногу о самых известных.
Самой древней разновидностью, пожалуй, считается “юки-цумуги” 結城紬, историю которого можно проследить вглубь времен вплоть до VIII века, когда в тогдашней провинции Хитати-но Куни зародилась практически безотходная технология производства шелка, в то время называвшегося “хитати”.
Во время периода Муромати (XIV-XVI вв.) тогдашние правители провинции семья Юки сделали многое, чтобы ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей, и всячески способствовали развитию производства и технологии. С XVI века “юки-цумуги” становится одним из самых известных и уважаемых, как сейчас говорят, “брэндов”. Юки-цумуги поставлялись и к императорскому двору. Носить одежду из этого шелка не брезговали ни богатые купцы, ни самураи, ни артисты и художники.
Производство юки-цумуги начинается с того, что отваренные коконы вручную растягиваются и деформируются до получения тряпочек-мотков.
[В руках у женщины растянутый и деформированный кокон]
Затем эти мотки высушиваются и натягиваются на специальные вертикальные барабаны. И с них вручную (только вручную! шелковые волоконца слишком тонкие и деликатные, никакая машина не справится с этой задачей) вытягиваются-выщипываются нити. Толщина нити зависит только от мастерства той, кто “прядет”.