Разрушило ли кумовство планы по восстановлению Японии?
В жизни японцев бывали времена и получше. Несмотря на благосостояние страны и технологические ноу-хау, сейчас власти, продолжающие сражаться с ненасытными демонами стагнации, раздутого национального долга и старения нации, похоже, парализованы в своих попытках восстановить страну после землетрясения 11 марта.
Поначалу казалось, что Япония неплохо справляется, принимая во внимание весь ужас стихии, обрушившейся на страну 11 марта. Но сейчас многие критикуют действия властей, называя их медленными и плохо скоординированными. Совсем не такой должна была быть реакция на самые масштабные восстановительные работы со времен Второй мировой войны.
На пути к восстановлению и «второму дыханию», которое по надеждам многих должно было открыться у Японии после землетрясения, встают многочисленные и разнообразные помехи. Первоочередной можно назвать закоснелость японской административной системы, которая исторически сводила на нет все начинания волонтеров во время национальных катастроф. Многие также говорят о некомпетентности и политических дрязгах.
«В первую очередь, это неумение японцев мыслить нестандартно», – считает Стив Ямагути (Steve Yamaguchi), хорошо знакомый с японской строительной промышленностью. Стив руководит строительной фирмой в префектуре Ямагата, расположенной к северу от Токио, рядом с пострадавшим регионом Тохоку. «У японцев отсутствует творческое мышление. Это в свою очередь приводит к «политическим бедствиям» наподобие той неудачной стратегии, которая закончилась расплавлением ядра реактора на АЭС «Фукусима». Он также заявил, что необузданная коррупция, пронизывающая весь процесс восстановления, привела к тому, что жители эвакуированных областей остались бездомными, а завалы неразобранными.
«То, что сейчас происходит – это оскорбление для нации. Хаос, свидетелями которого мы сейчас являемся, – это только отблеск приближающихся событий. Восстановление региона, похоже, будет гигантским отвратительным беспорядком, готовым принести в жертву кого угодно».
Однако Ямагути согласен, что предстоящие задачи значительны и проблема кажется настолько непреодолимой, что восстановительные работы были обречены на трудное начало.
Согласно официальным данным, по крайней мере 95107 зданий были смыты цунами или сгорели дотла. Международный банк реконструкции и развития оценивает ущерб в 144 миллиарда фунтов стерлингов, признавая эту катастрофу одной из самых разрушительных в мире. Понесенный урон и расходы на его ликвидацию сравнимы с 10% ВВП страны. Все это, кажется, парализовало ответственных чиновников в Токио.
Но это еще не все. Ямагути обвиняет строительную промышленность и политиков в протекционизме и преследовании личных интересов: «Это та же самая старая группа работающих на публику политиков». Он обеспокоен тем, что японская политика, накрывшая стеклянным колпаком процесс восстановления региона Тохоку, высасывает из него жизнь.
Восстановление потребует 10 триллионов иен (75 миллиардов фунтов стерлингов), так что, по утверждению Ямагути, ставки слишком высоки для того, чтобы менять существующий коррумпированный порядок вещей. Коррупция настолько глубока и огромна, что выглядит неизлечимой. Под протекционизмом понимается недопущение иностранных или даже японских строительных компаний, расположенных вне пострадавших областей, к восстановительным работам в Тохоку.
«Вы либо внутри избранного круга, либо нет», – говорит Ямагути. Он акцентирует внимание на путанице, возникшей в первые несколько недель кризиса вокруг действий по обеспечению пострадавших временным жильем. От иностранных предложений, которые могли значительно способствовать восстановлению, отказались в пользу более медленных отечественных, некоторые из которых предположительно связаны с местной мафией.
Через четыре месяца после катастрофы была доставлена или собрана только половина домов для примерно 300 тыс. эвакуированных. И это несмотря на то, что британский поставщик готовых домов заявил о намерении отправить 16 тыс. единиц в течение нескольких дней с момента цунами и эвакуации из-за ядерного кризиса. От его предложения отказались.
Японским архитекторам, например, из компании «Oak Village», выступившим с перспективными экологичными предложениями, было также отказано из-за личных связей и бюрократии. В результате были построены в большинстве своем неразборные временные дома, расположенные слишком далеко от населенных пунктов, которым они требовались, по цене 6 миллионов иен (46000 фунтов стерлингов) за каждый. Сейчас многие из них пустуют.
Политические игры с муниципальными властями пострадавшей восточной Японии, долгое время боровшимися за большую автономию от Токио, также способствовали тому, что готовое к употреблению жилье, предложенное сразу после землетрясения, в конечном счете было отвергнуто. «Они не склонны следовать указаниям из Токио», – сказал Ямагути.
Не то чтобы Токио был против международной помощи. Вскоре после того, как 9-бальное землетрясение обрушилось на Тохоку, японское правительство воззвало к международной помощи, включавший запрос о предложениях на поставку отчаянно необходимого временного жилья.
Откликнулись многие поставщики сборных домов, включая британскую торгово-закупочную компанию «CK Mondiale».
«Мы развернулись в Японии в течение трех дней с момента землетрясения из наших малазийских офисов. В течение недели мы отправили 380 тонн гуманитарной помощи в Японию», – сказал Хью Мэйнваринг (Hugh Mainwaring), генеральный директор «Mondiale».
Будучи на территории восточной Японии, «Mondiale» предложила 12 тыс. полностью готовых домов за 60 дней стоимостью более 440 миллионов фунтов стерлингов, которые по утверждению Мэйнваринга, полностью соответствовали всем требованиям японского правительства, включая цену.
«Ключевым моментом нашего предложения была наша готовность поставить тысячи домов очень быстро. В итоге после больших колебаний властей и впустую понесенных расходов с нашей стороны предложение было отвергнуто. Та же участь постигла многие другие компании, предлагавшие аналогичные быстрые решения».
В конце концов, протекционизм, бюрократические проволочки (японские законы очень усложняют получение местными властями не только иностранных услуг, но даже услуг, оказываемых компаниями из другой префектуры) и политическая борьба оставили многих эвакуированных без домов.
Живущий в Токио обозреватель и предприниматель Терри Ллойд (Terrie Lloyd) согласился с тем, что коррупция и бумажная волокита, возможно, продолжают тормозить процесс восстановления: «В Японии, как и во многих других местах, все привязано к вопросу «кому это выгодно». Огромные средства выделяются на восстановление Тохоку. Организации, собирающиеся нажиться на этом, определенно не собираются допускать туда чужаков и давать им собирать сливки. Так как это бюрократическая страна, достаточно получения отказа на любом этапе для полной остановки процесса».
Страницы: 1 2