Несмотря на низкий уровень радиации в Японии, паника набирает обороты
Больше всего риску получения дозы радиации подвержены рабочие, пытающиеся охладить реакторы на АЭС «Фукусима-1». Те же, кого эвакуировали из прилегающих к АЭС территорий, находятся в безопасности, равно как и те, кто проживает в области Большого Токио.
Но это не остановило панику: на этой неделе в супермаркетах Пекина и Шанхая закончилась соль: среди китайского народа распространено ошибочное мнение, что соль защищает от радиации. Россияне поспешили запастись морскими водорослями, содержащими йод, и красным вином, которое после бедствия в Чернобыле ещё советские власти рекомендовали употреблять.
На АЭС «Фукусима-1» существует две основные угрозы: одна из них это ядра реакторов, вторая – бассейны отработанного ядерного топлива. Если власти не смогут снизить температуру, может произойти выброс значительного количества радиации.
«В отношении отработанного топлива как источника радиации можно провести аналогию с лампочкой как источником света», – сказал Стив Кроссли (Steve Crossley), радиационный физик из Австралии, – «чем дальше вы от него находитесь, тем слабее воздействие».
Больше всего воздействию радиации подвержены рабочие, которые изо всех сил пытаются охладить повреждённые реакторы и залить воду в бассейны, где хранится отработанное топливо. Высокий уровень облучения может вызвать ожоги и лучевую болезнь, в т.ч. тошноту, потерю волос, рвоту и повреждение клеток крови.
Наиболее высоким риском для тех, кто оказывается ближе всего к АЭС, является риск рака щитовидной железы.
Эксперты неоднократно повторяли, что проживающие за пределами зоны эвакуации (радиус 20 км от АЭС) находятся в безопасности. Японские власти дополнительно рекомендовали проживающим в радиусе от 20 до 30 км вокруг АЭС оставаться внутри помещений и не открывать двери и окна.
Однако правительства других стран забили тревогу в большей степени. Вашингтон порекомендовал американским гражданам не приближаться к АЭС ближе, чем на 80 км, а правительства ряда европейских стран призвали своих граждан покинуть Токио, даже при том, что он находится в 220 км от «Фукусимы-1» и, по словам экспертов, не будет затронут радиацией.
«Если выпустить всю радиацию из одного из этих топливных стержней… даже если какой-нибудь террорист проникнет внутрь и взорвёт всё при помощи динамита, радиация не будет распространяться так же, как при взрыве атомной бомбы», – заявил Джеральд Лоренс (Gerald Laurence), консультант по ядерной безопасности и адъюнкт-профессор университета Аделаиды в Австралии.
Однако он отметил, что загрязнение может распространиться при помощи ветра. Опасения среди американцев побудили власти развернуть больше радиационных мониторов на западном побережье и тихоокеанских территориях, но официальные лица утверждают, что нигде берегов США не достигнет радиация вредоносного уровня.
Лоренс также добавил, что, возможно, необходимо будет проводить контрольные замеры почвы или растений на территории вокруг АЭС, а некоторые пастбища, возможно, нужно будет перестать использовать, чтобы избежать попадания радиации в молоко коров. После катастрофы в Чернобыле в 1986 г., где выброс радиации был значительно больше, радиация надолго осталась в почве, растениях и накапливалась в мясе и молоке.
Однако Джон Беддингтон (John Beddington), научный консультант правительства Великобритании, подчеркнул, что даже если в Японии ситуация пошла бы по самому худшему сценарию – с выбросом ядерного материала в воздух на 500 м вверх и сильными дождями и ветром в сторону Токио, – она бы не была столь же ужасной, как в Чернобыле, катастрофа в котором считается самой худшей в мире.
«В Чернобыле люди продолжали пить заражённую воду, есть заражённые овощи и т.д., вот в чём проблема. Здесь такого не будет», – заявил он представителям посольства Великобритании в Токио.
Ещё один кошмарный сценарий – он был описан как гипотетически возможный в исследовании 2000 года, проведённом Комиссией ядерного надзора США – также кажется маловероятным. В том исследовании говорилось, что в случае возгорания циркониевых оболочек топливных стержней в хранилище отработанного топлива число случаев рака с летальным исходом может достичь 26 тысяч, а радиус поражения составит 807 км.
После сообщения о том, что воды в одном из хранилищ отработанного топлива не осталось, возникли опасения по поводу состояния топливных стержней. Однако стоит отметить, что выводы вышеописанного исследования касались ситуации намного хуже, чем сейчас имеет место в Японии: с большим количеством топлива, с более мощным реактором и безо всякой предварительной эвакуации.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 18.03.2011