Почему в Японии перевелись книжные черви?
Давайте в первое воскресенье нового года поговорим о книгах.
Когда я приехал жить в Японию в 1967 году, я был поражён тем, сколько пассажиров в поездах читали. Литература широко обсуждалась как в СМИ, так и в разговорах обычных людей. Я бы описал Японию как нацию книжных червей.
На протяжении 70-80-х гг. прошлого века продажи книг и периодических изданий постоянно росли. Но потом грянул кризис 90-х и от библиофилов остались одни лишь червоточины. С тех пор издательских бизнес медленно, но неуклонно затухал. Вы могли бы подумать, что люди повернутся от рушащейся экономики обратно к книгам, чтобы хоть где-то найти что-то хорошее, но вместо этого они, по всей видимости, присосались к экранам своих компьютеров и мобильных телефонов.
Всё это открылось для меня, когда в прошлом месяце я посетил лекцию эксперта по издательскому делу Хироси Ёсиды (Hiroshi Yoshida). Ёсида работал в издательских компаниях «Magazine House» и «Kadokawa Shoten» прежде, чем стать независимым редактором и консультантом.
«Издательский бизнес в Японии», – говорит он. – «В настоящее время обладает оборотом в 20 млрд. долларов. И это по сравнению с 21 млрд. долларов в той же Америке в 2005 году. На самом деле с середины 90-х гг. прошлого века наблюдается ежегодный спад примерно на 2% в год. Больше всего для издательского бизнеса сейчас подходит термин «дзитэнся согё».
«Дзитэнся согё» («jitensha sogyo») – это японский термин для обозначения крайне скудных операций, которые еле-еле поддерживают некий вид бизнеса или другого дела на плаву.
Чуть менее половины из тех 20 млрд. это продажи манги и книг, а всё остальное – периодические издания. Я попросил Ёсиду сравнить издательский бизнес с другими предприятиями в Японии.
«Индустрия патинко в год приносит около 270 млрд. долларов. Книги и периодические издания, как уже говорилось, около 20 млрд. долларов. Столько же, сколько получают предприятия, изготавливающие тофу и футоны, вместе взятые».
Я подумал, что обороты патинко могут сравниться с ВВП Сингапура, но я бы всё же выбрал книги, футоны и тофу.
Книги в цифрах, или Немного статистики
В Японии существует около 1800 издателей. Штат 1200 из них насчитывает четверых или ещё меньше сотрудников. Ещё в сотне трудится от 5 до 9 сотрудников. В 550 издательствах работает до 20 человек и только в шести издательствах количество работников колеблется от 1000 до 2000 человек. И сверх этого только в двух издательствах количество работников перевалило за 2000 человек.