Почему в Японии перевелись книжные черви?
Количество книжных магазинов в Японии чрезвычайно велико – около 17000 (для сравнения: в Штатах, население которых превышает численность населения Японии вдвое, всего около 6000 книжных магазинов. При этом, правда, книги можно купить в супермаркетах или аптеках.). Но этот показатель снижается с каждым годом. В жилых районах число книжных магазинов сокращается в связи с появлением всё большего числа Интернет-магазинов и крупных книжных супермаркетов в крупных торговых районах.
Нет никаких сомнений в том, что чтение книг является неотъемлемой частью, если угодно, издательской отрасли и книготорговли. Поэтому я обратился к другому эксперту, Ясуси Канэко (Yasushi Kaneko), хорошо известному издателю, который со всем пылом посвятил себя благородному делу выживания книжного бизнеса в Японии.
Когда книжный центр «Аояма» в Токио обанкротился в июле 2004 года, Канэко не сидел, сложа руки. Он подал петицию, чтобы заручиться поддержкой для книжного центра и спасти его, и в результате в сентябре того же года центр был открыт в Роппонги новым владельцем.
«Что касается издателей в этой стране, то они страдают даже больше», – говорит Канэко. – «Число возвращаемых книг очень высоко. Если считать вместе с журналами, то это почти половина. Выживают издатели сейчас только на 10% своих книг, которые являются бестселлерами».
Существует одна вещь, которая сдерживает продажи книг в Японии, – это закон, который запрещает магазинам и другим торговым точкам продавать книги по стоимости ниже той, которая написана в прейскуранте. Теперь этот закон, очевидно, будет пересматриваться и если его аннулируют, то Вы несомненно увидите, как увеличится количество точек продаж, рассчитывающих на Ваши Йены. Вот только окажет ли это положительный эффект на издательский бизнес или устоявшиеся книжные магазины – вопрос открытый.
Но что же заставило японскую нацию отвернуться от книг?
Ёсида указывает на несколько факторов. «Интернет – одна из причин для снижения [продаж книг]», – говорит он. – «Мобильные телефоны – вторая причина. Прибавьте к этому, что книжные магазины стали отдаляться от жилых районов, и Вы безусловно поймёте, что привело к снижению спроса на книги. Кроме того, бизнес по распространению бесплатных газет огромен – около 100 млн. экземпляров. Такие газеты содержат все виды информации, а кроме того в них есть купоны для получения скидок в магазинах, что привлекает читателей».
Я спросил его, действительно ли имеет место тенденция «кацудзи-банарэ» («katsuji-banare»), т.е. отход от печатного слова, даже если те же компьютеры до сих пор полагаются именно на слова.
«Конечно, люди отказались от печатной продукции. Да, компьютер по-прежнему полагается на слова, но кацудзи-банарэ куда более широкое явление, при котором люди будут избегать длинных предложений и подробного объяснения вещей – каждый хочет, чтобы всё было коротко и ясно, и это побуждает их отказываться от книг».