Найдите время для младенцев: детские сады в Японии
Каждое утро перед работой я качу свою дочь на велосипеде вверх по холму в детский сад в центре Токио. Там, в «Tampopo gumi», она проводит день вместе с 14-ю годовалыми детишками и четырьмя воспитателями в классе «Одуванчик». В большой солнечной комнате она играет, поёт, кушает и дремлет, а также пускает слюни и агукает – эти составляющие являются основными в дне любого малыша.
[По сравнению с воспитателями из США и Великобритании, японские воспитатели стремятся окружить своих подопечных заботой, как можно более похожей на материнскую.]
Если громким заявлениям исследователей из США и Великобритании можно верить, возможно, я подвергаю её опасности. Эти заявления – продолжение давней войны об уходе за детьми между традиционалистами, считающими, что дети должны проводить время с матерью дома, и феминистками, для которых детские сады являются крайней необходимостью при сохранении темпа восхождения по карьерной лестнице. И где-то посередине между первыми и вторыми находятся простые рабочие семьи, которые вследствие финансовой потребности (и здравомыслия мамы) отправляют детей в детский сад или ясли.
Этой весной Национальный институт детского здоровья в США и результаты исследования «Изучение влияние яслей на развитие младенцев» произвели фурор. Проанализировав с 1991 года состояние детей от рождения до 12 лет, было заявлено, что существенное количество детей, отданных в детские сады, проявляло впоследствии чрезмерную агрессию.
Аналогичное исследование Департамента образования и навыков от Правительства Великобритании выявило, что дети, которые проводят более 35 часов в неделю в детском саду, выказывают повышенный уровень антисоциального поведения. В своём предыдущем исследовании известный эксперт, занимающийся вопросами заботы о детях, Пенелопа Лич (Penelope Leach) пришла к более широкому обличающему выводу, который можно свести к заключению, что группы в детских садах (и сами детские сады) «менее, чем хороши».
Но, возможно, не в Японии. Исследования, проведённые здесь, приходят к другим выводам. В частности, малое двухлетнее исследование 200-го года, проведённое работниками Школы медицины от Университета Хамамацу (Hamamatsu University) в 41-м государственном лицензированном детском саду, выявило, что домашнее воспитание накладывает отрицательный отпечаток на ребёнка (что удивительно для страны, не благоволящей к работающим женщинам: в 2002 году в 22272 детских сада Японии ходило около 1,8 млн. детей, что составляет около 20% от всех дошколят. Причём муниципалитеты финансируют только 12437 детских садов, а остальных находятся на поддержке общества).
Комплексное исследование, возглавляемое Такэхиро Амино (Takehiro Amino), клиническим психологом и профессором токийского Университета Касэй (Kasei University), который также возглавляет правительственную группу консультантов по детским садам и заботе о детях, привело к аналогичному выводу. Согласно Амино, до 1980-х гг. исследователи – и пресса – считали детские сады вредными для детей, что привело к неправильному представлению об охране материнства.
«Вопрос не в том, присутствует ли постоянно биологическая мать», – говорит он. – «Но в том, существует ли психологическая, визуальная, тактильная и слуховая взаимосвязи между воспитателем и ребёнком». Таким образом, отмечает Амино, японская система изначально не задумывалась как масштабная сеть детских садов по всей стране и акцент делается на индивидуальном уходе и учебной программе – такой вид заботы о детях больше всего походит на материнскую.
Для достижения этой цели (работы, что называется, тет-а-тет) количество детей в детских садах и яслях очень мало – как и количество воспитателей, впрочем. В токийских государственных детских садах один воспитатель приходится на троих детей, на четырёх годовалых младенцев также приходится один воспитатель, а в детских садах, куда детишек отдают не на один день, количество детей на воспитателя значительно превышает этот стандарт. В большинстве детских садов есть и своя медсестра, имеющая лицензию, а для каждого ребёнка ведутся записи: туалетные привычки, предпочтения в игре и питании, общее настроение и здоровье.
Наоко Хорикава (Naoko Horikawa), ветеран с 25-летним стажем из детского сада в токийском районе Накано, говорит: «Мы кормим ребёнка, меняем ему подгузники, играем с ним каждый день. Мы действительно привязываемся к нему. Когда я была беременна, то меня назначили в нулевой класс и я волновалась, будет ли мой ребёночек таким же красивым, как те, с которыми я тогда занималась».