Найдите время для младенцев: детские сады в Японии
Харуна Ито (Haruna Ito), чья дочь провела четыре года в детском саду токийского района Аракава, говорит: «Её учитель действительно воспитывал её и мы чувствовали себя очень хорошо на работе, зная, что детский сад функционирует «по образу и подобию» родителей».
[Клинический психолог Такэхиро Айно (Takehiro Aino) подчёркивает важность индивидуального подхода в детских садах Японии.]
«Во всяком случае бывают времена, когда моей дочери в детском саду лучше, чем дома, где блюда, в основном, состоят из мяса, овощей и ужасно большого количества пасты. В детском саду же она получает тщательно сбалансированное питание, которое готовится на месте и включает в себя 6-7 блюд плюс десерт. Когда она начала есть твёрдую пищу, диетолог, назначенный муниципалитетом, встретился со мной для обсуждения примечаний её воспитателя, который упоминал о том, как она жевала и как хотела наконец уже присоединиться к старшим младенцам (Прим. пер.: забавно звучит, но по сути-то так и есть ) за столиком».
Юко Ойи (Yuko Oii), мама с двумя детьми, которые вместе с двухмесячного возраста «ходят» в государственный детский сад токийского района Накано, соглашается с предыдущим оратором: «Воспитатели полностью посвящают себя детям. Когда мои дети немного подросли, они, казалось, обучались различным манерам более легко и лучше играли с другими детьми».
Амино отмечает, что определённые японские традиции воспитания детей могут внести различия в результаты исследования в Японии, Великобритании и США. Он отмечает, что на ребёнка давит куда меньшая нагрузка, плюс в Японии ребёнок менее зависим от родителей и воспитателей.
Нигде это не очевидно так, как в совместном сне, когда дети спят рядом со своими родителями. Согласно исследованию детских и подростковых медиков, свыше 60% японских детей постоянно спят со своими родителями и ещё 30% – делают это от случая к случаю. Для сравнения – 65% детей в США никогда не спали со своими родителями. Американский ребёнок, который провёл день отдельно от родителей, склонен провести отдельно и ночь, а японский ребёнок, вероятнее, проведёт ночь, спя рядом с мамой и папой.
Эта физическая близость подчёркивается и в дошкольных учреждениях, где многих младенцев укладывают спать или на коленях воспитателя, или привязывают их к спине.
«Будучи младенцами, мои дети, вероятно, получили больше внимания и заботы, которые бы они могли получить, находясь дома», – говорит Ойи. – «Т.к. я слишком занята управлением домашним хозяйством».
Культурное отношение к кричащему младенцу в Японии также отличается. В Великобритании или США всё ещё широко распространено убеждение, что младенцы должны как можно скорее научиться «успокаиваться самостоятельно» и что плачем младенцы только манипулируют своими родителями. В известной американской серии книг «Что ожидать» («What to Expect») родителям ночных крикунов рекомендуется «не брать или не разрешать младенцам спать в родительской постели», т.к. они могут привыкнуть и не будут спать одни.
Некоторые эксперты поощряют родителей позволять детям «выкричаться» (иногда это даже называют «ферберизироваться» («ferberizing») – по имени педиатра, который популяризовал эту практику – Ричарда Фербера (Richard Ferber)). Эта практика подразумевает, что ребёнка нужно оставить плакать, пока он не заснёт, даже если он будет плакать несколько часов. А когда главного воспитателя детского сада, куда ходил мой сын, спросили, нормально ли это, он ответил: «Он – ребёнок».
«Игнорировать плач ребёнка», – говорит Юдзи Дэхо (Yuji Deho), сотрудник детского сада в районе Сугинами. – «Это всё равно, что отворачиваться, когда кто-то заговаривает с Вами».
Кроме этого, для многих семей, живущих часто в разрозненной городской среде, далёкой от традиционной системы поддержки бабушек и дедушек, система детских садов стала своеобразной заменой семьи. Воспитатели моего старшего сына не только заботились о нём, они ещё помогли мне стать лучшим родителем.
«Наше руководящее положение в этом вопросе очень явно», – говорит Норикава из района Накано. – «Мы должны научить родителей, как воспитывать своих детей».
Это делается посредством регулярных совещаний, на которых матери и отцы участвуют в воспитании ребёнка.
«Некоторые родители действительно не могут привязаться к ребёнку», – говорит Хорикава. – «И тогда воспитатель пытается сам привязаться к нему, чтобы показать, что его любят, и тогда ребёнок может считать, что возвращается домой к родителям».