Европейское влияние на японскую моду XVI-XIX веков
Очень быстро дзинбаори стали не только защитой доспеха, но и отличительной одеждой самураев. Те, кто побогаче и познатнее, стали использовать их для демонстрации своего богатства. Дзинбаори для высокопоставленных самураев шились из дорогих тканей (в том числе и импортных – бархата и шерстяного сукна) и украшались вышивкой шелком и золотом.
Самураи попроще носили дзинбаори из плотного хлопка, льна и прочей дерюги. Но цвета “доспешных жилеток” выбирались из соображений клановой принадлежности. Наличие герба господина на спине было обязательным.
Дзинбаори могли быть как с рукавами (короткими или примерно на 3/4), так и вовсе без рукавов.
Несколько моделей дзинбаори с Дзидай Мацури. Это все – 16-17 века.
Обратите внимание: края дзинбаори на груди соединяются ремешком с пуговицей! Пуговицы также были позаимствованы из европейской моды.
Некоторые дзинбаори были настоящими произведениями искусства и отличались своеобразным дизайном и рисунком.
[Слева – дзинбаори, принадлежавшее Кобаякава Хидэаки (1577-1602). Сшито из тонкого шерстяного сукна, отделано вышивкой шелком и золотом. Справа – дзинбаори Маэда Сигэхиро (1729-1753). ]
Некоторые модели дзинбаори имели воротник (стойкой или отложной, сложного кроя), что для традиционной японской одежды вообще не характерно.
Обращенные в христианство самураи для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к крещеным, носили не только крест, но и позаимствованный у европейцев гофрированный воротник “раффуру” или “хида-эри”.
[Кукла-манекен в Музее Костюма в Киото, представляющая самурая-христианина.]
[Картина 16-го века, крещеные самураи. ]
[Фрагмент картины с самураем в рифленом воротнике. ]
Правда, “христианская мода” продержалась недолго. С приходом к власти Токугава, все гайдзины были изгнаны с японского архипелага, а христианство запрещено вплоть до смертной казни тех, кто не пожелал отказаться от своих убеждений. Воротники “хида-эри” вышли из моды вместе с их носителями.