Жить согласно принципам: гейша Тикако Пари
Тикако Пари (Chikako Pari) — последняя гейша (или гэйко) маленького города в окрестностях Киото. Её сценический псевдоним Итидзуру (Ichizuru). Странная фамилия Тикако, Пари, происходит от названия столицы Франции и получена в наследство от французского прадедушки. Правда, сама Тикако о нём ничего не знает.
Счастливое детство Тикако прервалось, когда она была продана в дом гейш, чтобы отец смог оплатить долги. Брошенная в пучину страданий и слёз, сопровождавших её как на сцене, так и в личной жизни, очаровательная и экзотичная Итидзуру научилась превращать любое горе в шутку. Сегодня ей есть над чем улыбнуться: она недавно вышла замуж за полицейского, который украл её сердце сорок три года назад, но его любовные чары до сих пор действуют на Тикако.
Плакать бесполезно. Всю первую неделю после продажи единственное, что я делала — это плакала. Разлука с мамой меня шокировала. Я была провинциальной девчушкой с кошмарным осакским произношением, а меня продали в роскошный чайный домик в Киото, к женщинам, говорившим на придворном диалекте, даже когда шутили надо мной. О-тяя-сан (хозяйка чайного домика) научила меня убирать комнаты гейш. Мне не нужно было ведро с водой: у меня из глаз лило два фонтана. Я могла вымыть своими слезами всю комнату.
Женщинам трудно в этом мире. Их дискриминируют, унижают и не принимают всерьёз. Чтобы выжить, нужно иметь характер и мозги. Но даже когда они есть, лучше чтобы за спиной у неё стоял сильный и состоятельный мужчина.
Сегодня девочек учат совсем не так, как раньше. Меня часто били. Все сэнсэи носили с собой палки и били нас, когда мы делали что-нибудь не так. Если я пропускала аккорд на сямисэне, мою левую кисть секли, если я делала неверное движение в танце, палка опускалась мне на щиколотку. И чем более талантлив был ученик, тем строже его наказывали.
Доделывай всё до конца! В 15 я впервые выступала на сцене, исполняя танец «комори» («komori»), очень весёлый танец. Мне понравилось быть на сцене, поэтому я решила, что если уж мне быть гейшей, то только хорошей.
Если ты должен кому-то денег, то они овладевают тобой. Даже если они обращаются с тобой хорошо, ты всё равно их раб. Мои долги начали расти, когда мне было 12. Каждодневные уроки искусств, шикарные кимоно, весь образ жизни красавиц стоит сумасшедших денег. Я много занимала у хозяйки, а расплатиться смогла только в 25 лет.
Если узы ослаблены, то даже после повторного сближения мы не сможем стать одним целым снова. После того, как я расплатилась с долгами, я впервые с детства увиделась с родителями. Я больше не считала их семьёй. Я не чувствую привязанности к отцу. Но у меня была милая мать. Хотя всё равно я могла только наблюдать за ней издалека.
Женщина никогда не предлагает руку и сердце. Если она весела и привлекательна, у мужчины просто нет выбора, кроме как жениться.
Все состоятельные мужчины уже женаты, причём не на тебе. Я была популярной гейшей, поэтому у меня был широкий выбор спутника жизни. Им оказался руководитель компании, производящей кимоно тиримэн (chirimen) из густо вышитого шёлкового крепа. Конечно же, он был женат. Хотя почти все деньги он спускал на меня, поэтому через несколько лет мы разошлись. Всё как всегда из-за денег.
Когда мужчина начинает финансово о нас заботиться, это начинает нам нравиться, и мы чувствуем себя обязанными. Потом мы влюбляемся в него, так как он хорошо к нам относится. Вот так рождается чувство любви.
Гейша может сидеть с вами на одном татами (площадь татами около полутора кв. м. – прим. пер.), но нужно намного больше, чем слова и алкоголь, чтобы она легла с вами в постель. Заниматься сексом до получения приличествующих ухаживаний и дорогих подарков недостойно леди. Мужчина может быть близок к награде, но далёк от цели.
Мужчины платят намного больше женщинам, которые не спят с ними. О-дзёро-сан были прекрасными жрицами любви, но мужчины были готовы платить втрое больше гейшам, которым было запрещено заниматься сексом с клиентами на работе. Конечно, у мужчин была надежда.
Проститутки заслуживают такого же уважения, как и другие профессии. На улице мы проходим мимо с презрительными лицами.
Для гейши все мужчины холостяки. Мы никогда не спрашиваем клиентов о семьях.
Самое главное искусство гейши — юмор. Наши клиенты смеются вместе с нами, а так как наши клиенты умные люди, их не так легко заставить надрывать животики. Женщина, способная рассмешить мужчину, любима и уважаема, так как чтобы придумать остроумный ответ нужно быть живой и находчивой.
Если вы просите за свои услуги крупную сумму, то можете выбирать клиентов. Любой в состоянии заплатить за дешёвую вещь. Но гейши — роскошь для верха элиты. Другими словами, нас интересует только верхний процент населения. Если уж мне нужно часами сидеть рядом с мужчиной, то он должен быть вежливым и элегантным. Обычно богатые люди именно таковы.
Работа помогает прожить здоровую и долгую жизнь. Я люблю свою работу, поэтому я жива и хорошо себя чувствую.
Когда время пришло, действуй. Мы с моим мужем всегда любили друг друга, но когда мы познакомились, он был женат. Она жила в Киото, а он оставался со мной здесь. Сорок лет! Мы не хотели, чтобы он разводился, потому что его жена заслуживала хорошей жизни. Она скончалась три года назад, и тогда мы поженились. Ему было 90, но он всё ещё очень привлекательный мужчина!
Состоять в браке лучше, чем быть одному. Я счастлива сейчас. Когда я была молода, я много работала, дела шли в гору, но война всё испортила. Сегодня нам обоим есть, что поесть, а также мы есть друг у друга.
Невозможно ругаться, говоря вежливо. Мы оба говорим на очень вежливом японском.
У каждой истории счастливый конец. Его только нужно дождаться!
Джудит Кавагути любит слушать. Она репортёр на NHK в передаче «Journey in japan». Её блог:
Перевод на русский: Хон Яку для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 10.10.2010