Таканори Накадзё: почётный консультант «Asahi Breweries»
Таканори Накадзё 82 года и он является почётным консультантом «Asahi Breweries», одной из ведущих японских компаний-производителей пива и напитков.
Начав в 1952 г. «мальчиком на побегушках», Накадзё вплоть до своей официальной отставки в 1994 г. — тогда он занимал должность председателя — работал по 7 дней в неделю. Всю свою энергию он направил на производство пива и чудом вытащил компанию из финансовой ямы: в 1978 г. на долю компании приходилось 9,6% рынка, а в конце 1980-х гг. – уже 25%.
Накадзё был движущей силой для «Asahi Super Dry», пива, которое с момента своего выхода в 1987 г. неизменно занимало 50% рынка пива в Японии, а в 2006 г. занимало 9-е место на мировом рынке. За последние 20 лет ежегодные продажи «Asahi Super Dry» на внутреннем рынке превысили 100 млн. ящиков (в 1 ящик входят 20 бутылок ёмкостью 633 мл). Это пиво — король в Японии, Накадзё — его император, гуру пива и до сих пор является местной знаменитостью.
Даже если вы молоды, будьте смелыми и выражайте своё мнение. Когда я стал частью компании в 1952 г., я решил всегда трижды подумать над чем-то, прежде чем высказать это вслух. Обычно это занимало у меня около двух секунд, так что я быстро стал известен, как довольно откровенный человек.
Никто старше 35 лет не должен влиять на разработку новых продуктов. Пожилые люди слишком упрямы, они склонны полагать, что всегда правы, даже когда доказано иное. Ещё важнее то, что более молодые сотрудники слишком напуганы, чтобы спорить с такими опытными специалистами, в результате чего многие молодые таланты и свежие идеи оказываются невостребованными. Молодые люди должны поощряться к производству продукции, которая им нравится.
Полагать, что вы правы, недостаточно, вы должны быть правы. Также вы должны быть честны. Тогда вы будете на коне и в бизнесе, и в жизни.
Слушайте скептиков и затем доказывайте их неправоту. В 1986 г. «Kirin Beer» принадлежало 63% внутреннего рынка пива, а мы занимали третье место после «Sapporo Beer». Тогда в одном из исследований Гарвардского университета было сказано, что если у первой компании наблюдается такое огромное преимущество на рынке, второй и третьей по величине компаниями невозможно будет как-то изменить статус-кво. Я внимательно выслушал и не согласился. Конечно, это правда, что для увеличения доли компании на рынке на 1% мы должны были продать 97 млн. бутылок. Несмотря на это, все мы верили, что сможем сделать «Asahi» №1.
Ваш труд это не просто работа, это ваш вклад в жизнь общества и всего мира. Нам удалось достичь желаемого, поскольку мы все любили Японию. Мы были настолько мотивированы на производство вкусного пива, которое бы любили все, что вполне естественно, что нам это удалось. Мы должны были это сделать! На работе я чувствовал ту же решимость, которую чувствуют солдаты, защищая Родину. Я всегда чувствовал, что могу умереть за «Asahi Beer». И меня никогда не интересовали другие возможности трудоустройства. В тот день, когда меня приняли на работу, я решил, что до тех пор, пока меня не уволят, я буду предан компании во всём.
Только яркий, дружелюбный президент может воодушевить свой персонал. Улыбка вдохновляет, но сдвинутые брови заставляют всех чувствовать себя усталыми.
В любом бизнесе три стороны должны быть одинаково удовлетворены: продавец, покупатель и общество. Во времена эпохи Эдо (1603-1867) японские торговцы довели эту модель, которая также называется «sanpo yoshi», до совершенства. Проще говоря, это означает продажи с меньшей прибылью, чем могло бы быть или чем хотелось бы, но с тем, что покупатель получал бы большую выгоду. Для поддержания всеобщего счастья, предприятия должны жертвовать больше, чем потребители. Эта система приносит компаниям меньше немедленной денежной прибыли, но создаёт больше мира и счастья для общества. Каждый может жить хорошо: если хотите, можете назвать это прекрасно сбалансированным социализмом.
В хорошо сбалансированной системе разница между доходами рабочих и президента не является возмутительной. В типичной японской компании годовой оклад президента, включая бонусы, не больше, чем в 7-8 раз превышает годовой доход «зелёных новичков». И это правильно. Большинство японских президентов компаний не хотели бы получать намного больше, чем обычные работники, поскольку в противном случае по ночам их мучило бы чувство вины.
Старение может сделать вас более открытым в выражении чувств. Моей жене 79 лет, и каждый раз, когда я ухожу или возвращаюсь домой, я целую её. Иногда я целую её просто так.
Создайте для себя свой собственный праздник. Сорок три года назад я был крайне занят. Я понял, что для поддержания выносливости, чтобы я мог сделать «Asahi» номером один, я должен быть в превосходной физической форме. И я начал заниматься. Даже сейчас я бегаю в парке в 6 утра — дождь ли, солнце ли — и так все 365 дней в году. За 43 года я не пропустил ни одного утра. Я бегаю один час, делаю 50 отжиманий и несколько раз стою на руках. После таких занятий я чувствую себя Атлантом, держащим на плечах небесный свод.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 28.09.2009