Незрячий ракугока вспоминает тяжёлое детство накануне своего профессионального дебюта
В преддверии своего профессионального дебюта, до которого осталось меньше двух недель, незрячий рассказчик ракуго (ракугока) Фукутэн Кацура (Fukuten Katsura) в интервью с «Mainichi» вспоминает свои школьные дни.
Родившийся в Хёго в 1968 г., Фукутэн полностью потерял зрение, когда учился в старшей школе. Стремясь стать ракугокой, в 1996 г. он присоединился к «клану» Фукудандзи Кацуры (Fukudanji Katsura). 16-го ноября Фукутэн впервые выступит на сцене театра ракуго Тэмма Тэндзин Хандзётэй (Tenma Tenjin Hanjotei) в Осаке.
Вот его воспоминания о детстве:
Из-за врождённой глаукомы я потерял зрение на правом глазу сразу после рождения. Но, поскольку я всё ещё мог видеть левым глазом, мои родители отправили меня в местную начальную школу, где я узнал, что такое издевательства. От резких слов мне было больно и в результате я замкнулся в себе.
Вписаться в класс мне помогла моя молодая классный руководитель. Она перепробовала различные идеи, чтобы свести нас вместе. Например, она играла на гитаре, а мы должны были петь до начала уроков и после них, что заставило нас осознать, что «мы должны ладить друг с другом». Я был благодарен ей за её доброту.
Когда я учился в третьем классе, моя семья переехала в Осаку и я начал ходить в школу для незрячих. Там я с удивлением узнал, что некоторые дети жили с гораздо худшей инвалидностью, например, с полной слепотой или потерей слуха. До этого обо мне всегда заботились мои бывшие одноклассники, но теперь, в новой школе, я стал тем, кто поддерживает других. Этот опыт вселил в меня уверенность, что я могу также быть полезным другим людям.
Моя любовь к ракуго зародилась ещё в детстве, когда я услышал представление Харудандзи Кацуры (Harudanji Katsura). Его ритмичный и энергичный рассказ впечатлял меня раз за разом, когда я слушал запись. Я начал сам давать представления ракуго в школе, сидя на парте в классе во время перерывов.
Когда я учился в средней школе, я начал терять зрение и на левом глазу. Думаю, это было самое трудное время в моей жизни. В то время как моё зрение с каждым днём становилось всё более расплывчатым, я начал чувствовать неуверенность в отношении моего будущего и мои обеспокоенные родители начали сетовать на мою жизнь. В результате, у меня зародилось желание умереть. Временами я носил с собой канцелярский нож (Прим. пер.: «box cutter» в общем и целом это нож со сменными лезвиями; так может называться как канцелярский нож, так и садовый нож. Что именно носил с собой герой статьи в данном случае остаётся загадкой. Думаю, главное, что в итоге «по назначению» этой вещицей ему воспользоваться не пришлось…).
От отчаяния меня спасли учителя из моей школы. Когда я учился в третьем классе средней школы, преподаватель японского языка во время занятий привёл учеников на реку Ёдо (Yodo).
«Люди движутся своим собственным путём. Иногда движение затормаживается, в другое время – продолжается без помех», – сказал нам учитель.
Я почувствовал, будто кто-то заглянул в мои мысли.
Другой учитель, преподававший английский язык, как-то дал мне папку, на которой была напечатана известная работа Жана-Франсуа Милле (Jean-Francois Millet) «Сборщицы колосьев».
«Знаю, тебе действительно тяжело, поскольку ты теряешь зрение, но ты оказал поддержку другим учащимся с ограниченными возможностями. Так же, как горящие колосья дают свет в темноте, ты можешь светить своим друзьям», – сказал учитель, успокоив моё изнурённое сердце.
Я скучаю по своим учителям из начальной и средней школ. Я считаю, что школа должна быть местом для воспитания детей и я хотел бы, чтобы педагоги и соответствующие органы рассматривали образование, исходя из этой концепции.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 9.11.2009