Японские сады: рай на Земле
2. Сёдэн-дзи
Храм Сёдэн-дзи расположен в северо-западных пригородах Киото. Он был возведен в 1282 году, но его сад датируется ранними годами эпохи Эдо. Это карэ-сансуй с той разницей, что вместо расположения камней на разровненном граблями гравии, создатель сада высадил скопления азалий.
Бледный гравий, разровненный граблями в совершенно прямые линии, и округлые формы азалий, коротко подстриженных для придания им гладких, аморфных форм, создают особенно приятный контраст. Создатель сада расположил азалии точно так, как расположены камни в карэ-сансуй других храмов. Растения растут группами по три, пять и семь, эти благоприятные нечетные числа приносят гармонию в сад дзен.
Сад Сёден-дзи маленький, но если вы посмотрите за азалии, вы поймете, что выложенная плиткой пограничная стена на самом деле – не граница. Сад кажется простирающимся до самого горизонта, где взгляд, наконец останавливается на величественной вершине горы Хиэй. Икэдори (ikedori), или «поимка живьем» – вот слово, первоначально использованное для описания этой техники заимствования ландшафта.
Как поймать ландшафт живьем? Создатели японских садов использовали технику композиции, скопированную у художников китайской династии Сун (960-1279). Фоном их ландшафтов обычно служила величественная природная сцена в то время как передний план был часто сделан из маленьких фигур или строений. Художник создавал перспективу, рисуя преднамеренно неясный средний план, что удерживает передний и задний план сцены вместе, но не отвлекает зрителя от более важных элементов.
Сёдэн-дзи – это идеальная демонстрация этой техники. Сад – это маленький передний план, гора Хиэй это величественный задний план, и они соединены неприметной рощей, которая создает смутный и не отвлекающий средний план. Результат получается бесконечно динамичным, поскольку границы сада как будто отодвигаются, а вершина горы приближается к зрителю.
3. Гинкаку-дзи
Гинкаку-дзи (Ginkaku-ji) расположен на северном конце Аллеи Философов, красивой тропинки, идущей по краю канала на северо-восточной окраине Киото. Созданные в 1482 году, павильон и сад были частью поместья для отдыха Асикаги Ёсимасы (Ashikaga Yoshimasa), восьмого сёгуна эпохи Муромати. После смерти Ёсимасы в 1490 году, в соответствии с его завещанием, Гинкаку-дзи стал Дзисё-дзи (Jisho-ji), храмом дзенской школы риндзай.
Он стоит на краю Кинкёти (Kinkyochi), «пруда парчового зеркала», название которого наглядно выражает сложность витой сети прудов и островков, соединенных каменными мостиками и украшенных камнями, карликовыми соснами и азалиями.
Много разных имен связано с созданием Гинкаку-дзи. Некоторые предполагают, что он был создан Дзэнами (Zenami), ведущим сэнсуй каварамоно (одним из тех работников с речных берегов), другие предлагают в авторы художника Соами (Soami), а иногда создание сада приписывается самому Ёсимасе.
Сад располагается на двух ярусах, с прудовым садом на нижнем уровне и круто наклоненным сухим садом над ним. Он разработан так, чтобы разглядывать его из павильона или с тропинок и мостиков, которые разделяют территорию на четверти, обнаруживая слегка различный ландшафт с каждой перспективы. Но главные достопримечательности Гинкаку-дзи – это незабываемое поле разровненного граблями гравия, расположенное к северо-востоку от павильона, и необычный конус, построенный из песка, известный как Когэцудай (Kogetsudai), «платформа для любования Луной», возможно, из-за его странной, усеченной формы.
Полагают, что эти детали были добавлены в начале эпохи Эдо, когда сад был восстановлен, так что Когэцудай может быть ретроспективным намеком на проводившиеся Ёсимасой вечера любования Луной, когда гости присоединялись к нему, чтобы смотреть, как Луна восходит над восточным хребтом Цукиматиямы («Tsuki¬machiyama», «гора, ждущая Луну»); это событие часто вдохновляло поэтов.
4. Рёан-дзи
Рёан-дзи, храмовый сад на северо-западе Киото, является квинтэссенцией карэ-сансуй, сада без воды, растений или деревьев. Он настолько знаменит, что многие люди полагают, что карэ-сансуй – это единственное выражение японского садового искусства. На южной стороне дома настоятеля находится прямоугольная площадка, замкнутая с двух сторон выложенной галькой глиняной стеной. Глина была выварена в масле, которое со временем выветрилось, создав загадочные черно-серые узоры. Этот эффект настолько необычен, что стена сейчас стала памятником национального значения.
Земля покрыта бледным кварцитовым песком, который разровнен в идеально параллельные линии, тянущиеся во всю длину сада. В саду есть 15 камней, расположенных в группах 5-2-3-2-3, каждый окружен маленьким островком мха. Камни тщательно расположены так, что только 14 из них видны с каждой отдельной точки, отражая буддийское представление о том, что число 15 означает полноту, совершенство, трудно достижимое в этом мире.
Рёан-дзи расположен в имении, некогда принадлежавшем Хосокаве Кацумото (Hosokawa Katsumoto), знаменитому военачальнику эпохи Муромати. Существует много теорий о дате создания сада, но обычно полагают, что он был создан в 1488 году. К этому времени Хосокава был мертв, и его храм был перестроен и посвящен дзен-буддийской школе риндзай.
На двух камнях сада высечены слова «котаро» («kotaro») и «сэйдзиро» («seijiro») – имена двух каварамоно, которые могли работать вместе с дзенскими монахами при создании Рёан-дзи.
Это выдержка из книги «Сады Японии» («The Gardens of Japan») Хелены Эттли (Helena Attlee).
Перевод на русский: Сергей Хильченко для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 14.03.2010
Страницы: 1 2