«Рэкидзё» привлекают воины прошлого
Миюки Исобэ (Miyuki Isobe) в одиночку отправилась в Сэндай (Sendai), чтобы отпраздновать свой день рождения с тем, кто ей по сердцу, а именно с Датэ Масамунэ (Date Masamune), военачальником, завоевавшим известность в гражданской войне XVI в..
В дополнение к своему вояжу в честь дня рождения 37-летняя женщина часто ездит в северный город, чтобы посетить могилу Датэ и другие исторические места, с ним связанные.
Когда в местном музее она впервые увидела написанные Датэ письма, её глаза увлажнились слезами радости и благоговения.
«Я была в восторге», – вспоминает она. – «Какое-то время я не могла двигаться и просто стояла перед письмами и плакала».
По словам Исобэ, Датэ, лучше известный своей жестокостью и амбициями, был сочинителем, часто писавшим своей семье и даже привередливым к сорту бумаги, которую использовал.
«Я была поражена этой его неожиданной стороной. Он на самом деле был чувствительным и гуманным», – сказала она.
Горячей поклонницей Датэ Исобэ стала после просмотра теледрамы NHK под названием «Одноглазый дракон Масамунэ» («Dokuganryu Masamune»). Ранее Исобэ, работающая в книжном магазине «Jidaiya» в Токио, посвящённом исторической тематике, была домоседкой, однако теперь она готова вместе со своими подругами-рэкидзё (rekijo) путешествовать по всей стране ради мероприятий, связанных не только с Датэ, но и другими историческими личностями.
Издательство «Jiyu Kokuminsha» выбрало термин «рэкидзё», означающий сильно увлечённых историей женщин, в качестве одного из модных словечек, вошедших в десятку лучших этого года. В последние годы всё большее число таких женщин было замечено в храмах, замках и на традиционных фестивалях. Маки Фукасава (Maki Fukasawa), обозреватель, пишущая о женщинах эпохи Хэйсэй (1989 – н. в.), говорит, что любительницы истории и раньше существовали в Японии, являющейся благодатной почвой для отаку всех мастей. Культура отаку традиционно находилась во власти мужчин, что побуждало женщин неохотно выказывать своё пристрастие к таким вещам как поезда или анимация. Но поскольку общество становится более терпимым к разнообразию, женщины почувствовали себя более свободно, говоря о своих «пунктиках».
«Когда общество позволяет им делать это открыто, ничто не может остановить их в преследовании своей страсти», – говорит Фукасава.
Раньше история рассматривалась в качестве мужской тематики. Тенденция сводилась к восхищению могущественными даймё и видными деятелями, такими как Ода Нобунага (Oda Nobunaga), Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi) и Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu), считавшимися образцами для подражания, и чтению книг и журналов, в которых описывалось превосходство личностей, завоевавших страну или сделавших значительные достижения. Но в случае всё расширяющихся рядов рэкидзё всё обстоит совсем не так.
Их куда больше привлекают военачальники, мало упоминающиеся в учебниках истории. Так, Минори Идзумида (Minori Izumida) в числе своих фаворитов назвала Санаду Юкимуру (Sanada Yukimura), Отани Ёсицугу (Otani Yoshitsugu), Симадзу Тоёхису (Shimazu Toyohisa) и Укиту Хидэиэ (Ukita Hideie), которые в 1600 г. сражались в битве при Сэкигахара (Sekigahara) на стороне проигравших.
«Они сражались героически, без колебаний подвергая свою жизнь опасности и остались верны своим сюзеренам до конца. Я думаю, это потрясающе», – заявила 21-летняя девушка, пришедшая на тематическую вечеринку в специализирующемся на исторической тематике книжном магазине «Tenshoki», расположенном в модном токийском районе Дайканяма (Daikanyama).
В этом мероприятии, первом в своём роде, проводимом магазином, приняли участие около 20 покупательниц, желавших побольше узнать о своих любимых военачальниках и пообщаться с единомышленниками. Эти женщины теряют голову от мускулистых, преданных и самодисциплинированных мужчин – подобная эстетика процветала в период гражданской войны, но, похоже, в современном обществе довольно редка. Это явление было поддержано новой волной рэкидзё, увлекшихся военачальниками посредством видеоигр, таких как «Sengoku Basara» и «Sengoku Musou», в которых персонажи, созданные на основе реальных исторических лиц, выглядят очень привлекательно.
Мангака Асука Сора (Asuka Sora), недавно выпустившая книгу о своём опыте рэкидзё, стала поклонницей древних военачальников через видеоигры. Её жизнь полна истории: дом она украсила историческими предметами, а также фотокопиями исторических романов из Национальной парламентской библиотеки, и если в будущем у неё будет ребёнок, она даже планирует назвать его в честь своего любимого Наоэ Канэцугу (Naoe Kanetsugu).
«История это моя страсть длиною в жизнь», – говорит она.
Несмотря на нынешний экономический спад, товары исторической тематики, например, канцтовары, украшенные семейными гербами даймё, или продукты питания с портретами древних военачальников, пользуются спросом.
Согласно оценкам института исследований уровня жизни Дай-ити, женщины создали рынок товаров исторической тематики объёмом 70 млрд. иен. Эта тенденция побудила компании захватывать новые возможности: теперь туристические агентства предлагают туры по историческим местам, а одна компания-производитель напитков выпустила линейку баночного кофе с героями «Sengoku Basara». Даже местные органы власти присоединились к этому движению, вовлекающему всё больше сторонников: в октябре этого года с целью поощрить молодёжь голосовать на губернаторских выборах в Мияги на плакатах были изображены персонажи «Sengoku Basara».
Такудзи Окуно (Takuji Okuno), профессор социологии университета Квансэй Гакуин (Kwansei Gakuin), приписал феномен рэкидзё частично буму «классной Японии». По его словам, элементы японской истории всё чаще вплетаются в современную культуру страны – мангу, фильмы и видеоигры, – что побуждает больше молодых людей интересоваться историей и другими аспектами традиционной японской культуры. Окуно также отметил изменение восприятия среди молодёжи.
«Как правило, они стараются наслаждаться настоящим, выплёскивая свою энергию через хобби, поскольку им сложно надеяться на будущее», – сказал он.
Некоторые утверждают, что рэкидзё ищут своих идеальных мужчин в исторических личностях, поскольку их не устраивают современные мужчины, в частности, т. н. «сосёку данси» («soshoku danshi»), «травоядные» мужчины, которые уклоняются от отношений с женщинами и не являются материалистами. Однако, Маки Фукасава, придумавшая этот термин, утверждает, что «травоядные» мужчины не являются главными виновниками; и считает, что современные молодые женщины действуют из желания потакать своим фантазиям. По словам Фукасавы, для рэкидзё современные идолы слишком реальны и обуздывают их воображение. Она добавила, что раньше женщины, отдавшиеся своим хобби, социально обособлялись, но теперь их больше не волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
«Эпоха, когда замужество считалось счастьем для женщин, прошла», – заявила Фукасава. – «Теперь у их фантазий нет срока годности».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 4.12.2009
Читайте также:
- Одержимость секси-самураями охватила Японию
- Банды босодзоку получают неблаговидные прозвища от жителей г. Гинован
- «Травоядные» японцы меньше заинтересованы в сексе и деньгах
- 25% японцев с докторской степенью не могут найти работу
- От суси до французской кухни: университетские кафе в Японии повышают качество в условиях растущей конкуренции