«Травоядные» японцы меньше заинтересованы в сексе и деньгах
Они молоды, мало зарабатывают, тратят тоже немного и при этом проявляют пристальный интерес к моде и внешности – встречайте «травоядных» японских мужчин.
В 2006 г. писательница и ведущая колонки о популярной культуре Маки Фукасава (Maki Fukasawa) придумала такой термин для серии статей, затрагивающих молодых японских мужчин. Она использовала его для описания некоторых мужчин, по её словам, изменивших представления страны о том, что является – и не является – мужским.
«В Японии «секс» переводится как «отношения во плоти» («плотские отношения»), так что я назвала этих ребят «травоядными», поскольку плоть их не интересует», – заявляет она.
По словам Фукасавы, типичный «травоядный» японский мужчина находится в возрасте 20-30 лет и полагает, что между мужчинами и женщинами может существовать дружба – без секса. Придуманный ею термин быстро стал модным в Японии. Многие люди в Харадзюку слышали о «травоядных мужчинах» и имеют представления о них. Так, Сигэюки Нагаяма (Shigeyuki Nagayama) говорит, что такие мужчины не стремятся найти подруг и, как правило, довольно неуклюжи в любви. Он также признал, что сам подходит под это описание.
«Мой отец всегда спрашивает, завёл ли я подружку. По его словам, я бесполезен, поскольку не могу обзавестись второй половиной», – рассказывает он.
24-летняя Мидори Саида (Midori Saida) полагает, что «травоядные мужчины» – «чудики и слабаки».
«Нам нравятся мужественные мужчины», – заявила она. – «И нас не интересуют эти мальчишки – совершенно!».
21-летний Такахито Кадзи (Takahito Kaji) поведал, что он «абсолютно травояден»: «Травоядные юноши – хрупкие и не могут похвастаться коренастым телом, словом, кожа да кости».
По словам Фукасавы, японские мужчины поколения демографического взрыва, когда дело доходит до романтики и секса, как правило, агрессивны и инициативны. Но вот их дети уже не столь напористы и ориентированы на конкретные цели. Их взгляды сложились, в частности, на стыке постепенно слабеющей модели маскулинного поведения отцов и получения японскими женщинами больших вариантов для жизни.
Бывший стажер CNN Дзюнъитиро Хори (Junichiro Hori), провозгласивший себя «травоядным», говорит, что эта модель включает в себя не только внешность и отношение к сексу.
«Некоторые ребята всё ещё пытаются быть мужественными и сильными, как другие, но, знаете, лично я не боюсь выказывать свою ранимость, поскольку быть ранимым или быть чувствительным это не слабость», – поясняет он.
Старшее поколение японских мужчин от нынешних изменений совсем не в восторге. Один из посетителей бара, куда после работы забегают саларимены, сказал: «Когда вы принимаете решения в своей жизни, вы должны быть хищником. Вы должны проявлять активность, а не пассивность».
Фукусава говорит, что эта категория мужчин не слишком заботится о зарабатывании денег – это качество может быть связано с тем, что сейчас в условиях экономического кризиса ситуация на рынке труда складывается далеко не самая благоприятная. Такие высокодоходные компании как, к примеру, «Sony», «Panasonic», «Toyota» и «Nissan», – все отчитались об убытках в мае и большая часть из них делает аналогичные прогнозы на текущий финансовый год. Помимо этого Япония сообщила о 5%-ном уровне безработицы, который всё ещё является низким по международным меркам, но в самой Японии является самым высоким с 2003 г.
Хори согласился с тем, что экономика играет определённую роль. По его словам, когда он выпустился из университета, «множество друзей попытались работать в крупных компаниях, где хорошо платят, но меня это не интересовало. Моё финансовое положение оставляет желать лучшего и мой отец не слишком радуется по этому поводу».
По оценкам Фукасавы, около 20% мужчин являются теми, кого она называет «травоядными», и их взгляды влияют на других. Более того, по её словам, речь идёт о возвращении японских мужчин от отклонений к норме.
«После Второй мировой войны и послевоенного экономического роста японские мужчины, конкурируя с Западом, завоевали репутацию своеобразных секс-животных. Однако, оглядываясь назад, мы можем увидеть в древней литературе описания мужчин с тем же характером, что мы можем наблюдать у современных «травоядных» мужчин».
Перерастут ли современные мужчины это? Фукасава говорит, что об этом можно только гадать. Некоторые из них могут, но тем не менее образ мужественности в Японии неуклонно меняется.
«Мужчины в тёмных костюмах также меняются», – говорит она. – «Нынешние молодые люди в тёмных костюмах отличаются от одетых в такие же костюмы «бэби-бумеров». Они тоже эволюционируют».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 7.06.2009