Японский музей манги вызывает насмешки
План Управления по делам культуры потратить 11,7 млрд. иен на создание нового Национального центра медиа-искусств, называемого также Музеем манги или «Залом славы аниме», вызывает целый поток противоречий.
Критики говорят об огромном оттоке денежных средств, тогда как сторонники приветствуют эту идею как способ сохранить информацию о поп-культуре, которая может быть потеряна под разрушительным воздействием времени.
Строительство объекта было утверждено в рамках дополнительного бюджета на финансовый 2009 год в целях укрепления экономики. Очевидно, что этот план станет подпитывать нападки оппозиционного лагеря на премьер-министра Таро Асо (Taro Aso) и его правящую коалицию в ходе следующих выборов в Нижнюю палату Парламента. Менее очевидным является только то, что «Национальный всеобъемлющий центр медиа-искусств» будет работать – но сможет ли? – без субсидий.
Утверждение о создании центра, который будет своего рода базой для анимации, манги, видеоигр и других медиа-искусств, поступило так быстро, что удивлённый чиновник из управления сравнил это с «порывом камикадзэ (божественного ветра)».
Управление начало обсуждать эту идею со специалистами только в июле прошлого года и Асо поступил довольно неожиданным образом, когда поспешно включил вопрос центра в свой рекордный пакет экономических стимулов. Оппозиционные партии обрушились на программу Асо в ходе дебатов в Парламенте, утверждая, что денежные средства должны быть более разумно потрачены на социальное обеспечение и другие нужды.
Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama), генеральный секретарь Минсюто (Демократическая партия Японии, ДПЯ), в апреле высмеял план, сославшись на непомерную любовь Асо к манге и аниме.
«Мы знаем, что вы являетесь большим поклонником аниме», – сказал тогда он, – «но зачем строить такое гигантское государственное манга-кафе стоимостью 11,7 млрд. иен?».
Даже группа молодых законодателей из Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) призвала парламентариев к заморозке бюджета на строительство центра.
Аниме и манга получили известность на международном уровне, начиная ещё с работ Осаму Тэдзуки (Osamu Tezuka), например, такой как «Астро Бой» («Могучий Атом», «Tetsuwan Atom»). «Драконий жемчуг» («Dragon Ball») Акиры Ториямы (Akira Toriyama) показывали более чем в 40 странах мира, а труды Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), например, «Унесённые призраками» («Sen to Chihiro no Kamikakushi», «Spirited Away»), завоевали награды на международных кинофестивалях.
Согласно плану управления, 4-х или 5-этажный центр будет собирать и демонстрировать работы, проводить исследования и способствовать развитию означенных искусств на международном уровне. В презентации о различных аниме и манге будут включены оригинальные рисунки и кадры с целью демонстрации процесса возникновения идей. Также в центре будут использоваться самые последние компьютерные достижения. Согласно плану, посетители должны будут задействовать все «пять чувств» в процессе изучения представленной информации.
4-го июня в ходе встречи в Токио мангака Матико Сатонака (Machiko Satonaka) призвала к созданию такого центра.
«Состояние оригинальных рисунков старых манга-работ ухудшилось до такой степени, что без согласованных усилий по их сбору и должному сохранению, в будущем люди не смогут изучить культуру японской манги», – заявила она.
Хотя министр образования Рю Сионоя (Ryu Shionoya) заявил, что «корректный» образ центра должен быть широко освещён, многие вопросы касательно него до сих пор не решены, в том числе вопросы местонахождения и управляющей компании. И ещё стоит выяснить, будет ли деятельность центра финансово жизнеспособна.
Асо заявил, что центр будет находиться под управлением юридического лица из частного сектора и что он должен финансироваться за счёт своих собственных доходов. Однако на данный момент ни одному из национальных музеев не удаётся полностью финансировать свою деятельность, все они полагаются на гранты и субсидии от государства.
По оценкам управления, ежегодно для ведения деятельности центру потребуется 350 млн. иен. Предполагается, что в год центр будут посещать около 600 тыс. посетителей, каждый из которых внесёт 250 иен в качестве входной платы, что в сумме даст около 150 млн. иен. Управление полагает, что недостающие средства могут быть получены посредством продажи сувениров и другими способами, однако, эти оценки не подкреплены какими-либо исследованиями.
Режиссёр аниме Тоёо Асида (Toyoo Ashida), возглавляющий Ассоциацию создателей анимации (аниме) Японии, заявил, что внимание государства к анимации можно только приветствовать, но куда лучше будет, если бы деньги были потрачены на помощь самой отрасли, страдающей от низких бюджетов.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 16.06.2009