Японка проследила исторический маршрут монаха Эннина в Китае
Написанный 1200 лет назад отчёт одного японца о своём путешествии по Китаю вдохновил одну современную женщину, обладающую такой же жаждой познания, на такой же подвиг.
Вирджиния Стиббс Анами (Virginia Stibbs Anami) больше 25 лет следовала по стопам японского монаха, который ездил по Китаю во времена династии Тан (618-907). Её история – как и история самого монаха – является увлекательным повествованием о страсти и упорстве.
Анами, читающая лекции о Древнем Китае в токийском отделении университета Темпл, недавно вернулась на материковый Китай, преследуя две свои страсти: первой из них является продвижение её последней книги «По следам Эннина, совершившего путешествие в IX в.», а второй – помощь детскому дому, расположенному в сельской местности в провинции Шаньси.
По словам Анами, история монаха является примером дружбы между соседями и резонирует с современной ситуацией.
«Поскольку он был одним из первых японцев, живших в Китае, и на протяжении 9 лет много помогал китайскому народу, он стал своего рода символом китайско-японских отношений», – сказала она.
Жена бывшего посла Японии в Китае, Корэсигэ Анами (Koreshige Anami), Вирджиния родилась американкой, но с тех пор стала натурализованной гражданкой Японии. Анами стремилась способствовать развитию связей в регионе посредством своих контактов в дипломатических кругах, а также посредством путешествий и исследований.
Её недавнее изучение истории, географии и социальных связей погрузило её в сложность вековых связей между тремя культурами Китая, Кореи и Японии. Жизнь Дзикаку дайси (Jikaku Daishi), или монаха Эннина (Ennin), отправившегося в Китай в 838 г., является одним из связующих звеньев для всех трёх культур.
«Это замечательная история о людях, помогавших друг другу», – с восторгом заявляет Анами. – «В то время многие корейские монахи жили в прибрежных городах Китая и они действительно помогли Эннину с кораблём для возвращения домой. Так что все три страны были задействованы в этом».
Эннин был одним из участников последней делегации, отправившейся из Японии в танский Китай, и пробыл в этой стране 9 лет. Императорский двор Японии начал спонсировать отправку миссий чиновников, монахов, учёных и ремесленников для изучения передовой культуры Китая ещё в 607 г. В то время танский Китай был весьма космополитическим обществом. В своих бумагах Эннин писал о персах вблизи Янчжоу, людях из королевства Чампа (современный Вьетнам), помимо этого он также брал уроки санскрита у индийцев в Чанъане (современный Сиань). Во времена династии Тан иностранцам, проводившим здесь в изучениях долгие годы, обычно выплачивали полную стипендию.
Эннин не мог знать, что его опыт будет использован 12 столетий спустя, но почти каждый день вёл подробный дневник о своих изысканиях «入唐求法巡礼行記». В общей сложности его рукопись заняла четыре свитка и включает в себя около 70 тыс. китайских иероглифов. Дневник Эннина пережил века и теперь вот лёг в основу работы Анами.
Первое исследование Окады Масаюки (Okada Masayuki) и его репродукция дневника в 1926 г. открыли путь для перевода труда Эннина с классического китайского на английский язык, который был выполнен известным гарвардским профессором Эдвином Рейшауэром (Edwin Reischauer) в 1950-х гг.
Именно этот перевод, выпущенный на Западе под названием «Ennin’s Diary: The Record of a Pilgrimage to China in Search of the Law», в 1960-е гг. попал в руки Анами, которая в те годы изучала буддийскую историю и, по её собственным словам, была мгновенно очарована и «почти сразу же захотела последовать по его стопам».
Анами называет дневник Эннана одним из наиболее важных произведений о путешествиях и сравнивает его с другими знаменитыми текстами, например трудом жившего в VII в. китайского монаха Сюаньцзана (Xuanzang) «Записки о странах Запада», а также работой Марко Поло (Marco Polo) «О разнообразии мира» (1928). Однако эти два труда не были написаны самими авторами: Сюаньцзан диктовал свои записки ученикам по возвращении в Китай, а Марко Поло и вовсе был неграмотным.
Анами начала изучать путь Эннина в начале 1980-х гг., когда в первый раз оказалась в Китае, а затем приступила к более подробному изучению, когда её муж находился в Пекине в качестве посла Японии. В 2007 г. она наконец-то завершила свои поиски и смогла пройти по стопам Эннина через провинции Цзянсу, Шаньдун, Хэбэй, Шаньси, Шэньси, Хэнань и Аньхой. Во время посещений знаменитых на весь мир Сианя и Янчжоу она трепетала, но её куда больше тронули сельские районы, находящиеся «между знаменитыми местностями».
Страницы: 1 2