Школьница заставляет Японию беспокоиться
Родившаяся в пригороде Токио Норико Кальдерон (Noriko Calderon) свободно болтает по-японски и в свои 13 лет выглядит как обычная школьница в сэйлор-фуку.
Однако, для чиновников японской службы иммиграции Норико и её иностранная семья представляют собой предвестников грядущей и угрожающей Японии орды иностранцев.
Это объясняет тот факт, почему служба иммиграции поставила её перед нелёгким выбором: покинуть дом и отправиться на Филиппины с родителями, которые были задержаны за то, что проживали в Японии нелегально на протяжении 16 лет; или же бросить свой народ и остаться в Японии по временной визе до окончания школы. Решить Норико должна была до понедельника, в противном случае чиновники депортировали бы всю семью целиком.
До тех пор, пока не пришли американские «чёрные корабли», Япония была закрытой страной и управлялась кастой самураев, но она до сих пор не может преодолеть трудности в отношениях со всем остальным миром. Использование термина «международный» на деловом жаргоне, логотипы компаний или названия зданий свидетельствуют о потребности Японии присутствовать на международной арене, однако при этом многие японцы всё ещё считают себя слишком обособленными и уникальными, чтобы не-японцы могли действительно понять их. Другие из них, занимающие более радикальную позицию по поддержанию чистоты японской «расы», уклоняются от контактов с мультинациональным обществом.
Реальность же, как видно из примера Норико, разительно отличается. Несмотря на то, что лишь 2% населения Японии имеет иностранное происхождение, иностранные общины здесь упрочились. Сколько в действительности в Японии иностранных иммигрантов точно неизвестно: 22529-километровая береговая линия страны предоставляет нелегалам обширный выбор уединённых пляжей, через которые можно пробраться в страну. Хотя правительство не желает признавать этого, японцы бы скучали по иностранцам, если бы те вдруг взяли все да и уехали.
Банально, «Toyota Motor», крупнейшей автомобильной компании Японии, будет сложно производить свои автомобили без иностранцев: одну десятую от общего числа работников Тойоты, бывшего текстильного городка в центральной Японии, который сейчас является основной базой гиганта автомобилестроения, составляют главным образом бразильцы и китайцы. Работая на фабриках, поставляющих запасные части и компоненты, из которых «Toyota» создаёт свои автомобили, они помогают поддерживать жизнь в «Восточном Детройте».
Несмотря на некоторое замедление темпов производства в связи с общемировым финансовым кризисом, потребность в иностранной рабочей силе растёт. Причина заключается в том, что японцы вымирают. Население Японии начало сокращаться и к 2030 г. здесь будет на 10 млн. человек меньше. Численность работников будет сокращаться более чем на полмиллиона человек в год, когда поколение демографического бума начнёт выходить на пенсию и будет уже тратить налоги вместо того, что платить их.
Хотя этот демографический кризис продолжает усиливаться, японские законодатели редко предлагают такой очевидный выход из ситуации, как привлечение иностранной рабочей силы. Вместо этого они стращают женщин, пытаясь заставить их иметь больше детей. Другие деятели приходят в восторг от технологической утопии, при которой работать будут роботы, что якобы позволит оградить Японию от засилья иностранцев. В конце концов, они полагают, что лучше доверить стареньких бабушек и дедушек стальным объятиям роботов, нежели передать их в тёплые руки филиппинской медсестры.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 10.03.2009
Читайте также:
- В Японии гражданские группы поддерживают безработных бездомных
- Депортированная чета Кальдеронов возвращается в Японию
- Иностранцы в Японии требуют соблюдения гарантий занятости
- Случай с Кальдеронами показывает потребность в новом мышлении
- Впервые с 1961 года в Японии уменьшается число зарегистрированных иностранцев