Хозяева всего, что они видят вокруг
[Сотрудники местного полицейского участка объясняют дорогу местной публике в среднем каждые 43 секунды, но высматривание злоумышленников также является ключевой частью их работы.]
«Но что эти полицейские, которые как львы всматриваются в стада мигрирующих антилоп гну, делают весь день?» – подумал я. И теперь я начал это понимать.
«Перейдите дорогу и пройдите приблизительно пять магазинов направо».
А может, их было шесть. Так или иначе, молодая девушка, которая протянула листок бумаги с адресом магазина одежды, теперь радостно шла своей дорогой.
Кобан на станции Сибуя широко известен как самый оживленный в Японии. Каждый день здесь получают до 2 000 просьб показать дорогу. «Это примерно по одной каждые 43 секунды», – объяснил Камэи.
Команда из шести полицейских во главе с лейтенантом («keibuho»), и иногда с помощью «советника кобана» («koban sodan-in»), находится на посту в течение дневной смены с 10:00 до 16:00. На следующий день те же офицеры работают в основном отделении полиции Сибуи, чтобы на следующий день опять вернуться в кобан на ночную смену, которая продолжается с 16:00 до 10:00. Следующий день – выходной. Чтобы они не спали на работе, на кобане нет никакой мебели для сна, только комната, где сотрудники могут присесть и отдохнуть. В то же время, нет никакой временной камеры – как и любых кухонных принадлежностей, то есть еда доставляется местными магазинами.
Кстати о еде:
«Я слышал, что где-то здесь есть известный ресторан gyoza (китайские клецки)».
«Андо-сан, Вы знаете известный ресторан гиёдза?»
«Что? Gyoza? О, да, поднимаетесь до Центра и поворачиваете налево на первом повороте».
«Хорошо, спасибо».
Так, кто же этот Андо-сан? Он старше, чем другие, и, приглядевшись получше, я заметил, что у него еще и другой значок. Он также не имел при себе оружия.
«Я – тот, кого называют «советником кобана», – сказал он. – Я был полицейским 40 лет, а затем я начал работать здесь, почти пять лет назад».
Бывшие копы, такие как Андо-сан, теперь выручают в самых загруженных полицейских постах Токио, там, где последние годы была проблема нехватки кадров, и в то же время используют своё непревзойденное знание местности.
«Мы стараемся отвечать на любые вопросы настолько вежливо насколько это возможно», – объяснил Андо.
И усилия, кажется, окупаются.
Госпожа Танака, из города Фудзисавы в префектуре Канагава, уточнила у Андо-сан местоположение кондитерской, в которую она собиралась пойти со своей дочерью.
«Они всегда очень вежливы, – сказала она. – Я всегда спрашиваю в кобане, если мне нужно куда-то попасть. Я не стесняюсь спросить дорогу».
К 14:00 волны людей, извергнутых из каждого поезда линии Яманотэ, циркулирующего в центральном Токио, сливаются в единую, непрерывную реку. Питаемый этими надземными поездами и многочисленными поездами метро, поток из 2,4 миллионов человек, которые используют эту станцию каждый день, формирует человеческую волну, настолько неумолимую, что даже Моисей подумал бы дважды перед тем, как пересечь ее.