Смена творческого направления японского гуру ужасов даёт плоды
Японский режиссёр Киёси Куросава (Kiyoshi Kurosawa), который прославился в качестве создателя ужастиков, от которых кровь стынет в жилах, решил сменить амплуа и, учитывая прошлогоднюю награду в Каннах за семейную драму, его первый шаг на этот поприще был удачным.
[Киёси Куросава]
С тех пор, как его фильм о серийном убийце «Cure» («Исцеление», «Лекарство»; 1997) стал культовым, Куросава создал целый перечень жутких – в лучшем смысле этого слова – фильмов, который подогрел международный интерес к японскому жанру ужасов и вдохновил голливудских деятелей на создание ремейков.
«Я снял множество фильмов ужасов, но я хотел бы снимать также и другие вещи», – сообщил в четверг 53-летний режиссёр агентству «Reuter». – «Я не хотел бы, чтобы меня рассматривали как специалиста в этом жанре».
Его фильм-прорыв «Токийская соната» («Tokyo Sonata»), в котором описывается жизнь и тяготы обычной семьи в неряшливом и неочаровательном Токио, завоевал приз жюри на Каннском кинофестивале в мае. Куросава сказал, что волновался, как каннская аудитория отнесётся к его смене направления.
«Прежде я неоднократно показывал свои фильмы в Каннах», – сказал он. – «Но с «Токийской сонатой» я почувствовал, что зрители действительно оценили фильм и он им понравился. Они не рассматривали его как что-то фантастическое или исключительно японское, они как бы установили контакт с фильмом, найдя в нём что-то своё».
Но он сказал, что шанс донести свои работы до более широкой международной аудитории – посредством Голливуда – возможен только при условии, что он сможет самостоятельно работать в этом мировом развлекательном центре.
«Если бы у меня была возможность, я хотел бы попробовать работать за рубежом, даже в Голливуде. Но я хочу делать фильмы по-своему. Если это оценит зарубежная аудитория, я хотел бы этим заняться», – сказал он.
Решение рассмотреть тему семейной жизни было непростым отчасти от того, что Куросава хотел избежать сравнения с одним из своих героев, режиссёром Ясудзиро Одзу (Yasujiro Ozu), чья драма «Токийская история» (Tokyo Story, 1953) повсеместно рассматривается в качестве классики японского кино.
«Фактически меня можно назвать бешеным фанатом Одзу и думаю, что даже мои фильмы ужасов сняты под его влиянием», – говорит Куросава. – «Но я никогда не подражал ему. На самом деле я столько лет провёл, пытаясь избежать Одзу, что до сих пор спрашиваю себя, как получилось так, что рассказ и даже название воспоследовали ему».
Сравнения с Одзу как начались, так и могут закончиться на «Токийской сонате», поскольку Куросава, по его словам, стремится снова сменить направление своего творчества.
«Это будет не фильм ужасов и не внутренняя драма», – сказал он, когда его спросили о следующем проекте. – «Я снова хочу сделать что-то другое».
Автор: Isabel Reynolds для Reuters, 28.08.2008
Перевод: Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon, 29.08.2008