Масамити Оикава – звезда иллюстрации журнальных обложек
Масамити Оикава – важная персона. Гораздо более важная, чем вы можете судить по его шаловливой улыбке и рубахе-гавайке ярко-синего цвета. Если бы с ним что-то случилось – травма или, не дай Бог, что-нибудь похуже, – более 170 000 японцев были бы лишены своего любимого занятия в уикенд.
[Мастер за работой]
Без иллюстраций этого 68-летнего художника еженедельный журнал «Pia», информационно-развлекательная библия Японии, был бы без обложки. И даже если бы у журнала была запасная обложка, то без рисунков Оикавы, его бы просто никто не узнал, не говоря уже о том, чтобы купить его.
“Иллюстрации Оикавы абсолютно необходимы для журнала”, – говорит Цутому Ногути, ведущий исполнительный редактор, во время разговора с редакцией «The Japan Times »в его офисе в Токио. “И честно говоря”, – сообщает он, смеясь над безрассудством своих слов. – “У нас даже нет никакого запасного плана на случай непредвиденных обстоятельств… если Оикава заболеет или что-то случится (с ним)”.
Эта безалаберность, несомненно, является результатом того, что небольшой штат журнала знает практически все о жизни Оикавы-сан. В конце концов, он рисует юмористические иллюстрации знаменитостей для обложки «Pia» с 1975 года – задолго до того, как многие из сотрудников журнала появились на свет.
На прошлой неделе Оикава оформил свою 1184-ю обложку подряд, и в июле этого года его подвиг был признан Книгой Рекордов Гиннеса как “самая длинная карьера дизайнера обложки в одном и том же журнале”. Представитель Гиннеса в своем e-mail выразил мысль, что это был первый рекорд такого типа.
Достижение Оикавы значительно не только из-за постоянного риска заработать болезнь “теннисного локтя” (одна иллюстрация каждую неделю в течение последних 17 лет, по одной каждые две недели, когда журнал выходил с 1979 по 1990 годы, и по одной каждый месяц ранее, когда он был ежемесячным). Важно то, что результат его труда, накопленный за эти годы, представляет собой беспрецедентную летопись японской поп-культуры.
Пролистывание кипы рисунков в его студии походит на просмотр трех десятилетий истории популярной культуры в зеркале комнаты смеха.
Джин Хэкмен, со стволом в руке и стиснутыми зубами, выпрыгивает из огня – возможно метафора его прыжка к славе после фильма “Французский связной” (обложка 1975 года). “Рокки” Сильвестра Сталлоне изображен как дополнение к его подруге, мечтательное лицо которой парит над рингом (1977). Страсть Стиви Уандера к музыке (или это земляника на его языке?) вырывается из его ушей, как пар из трубы (1981). Шатающийся Мик Джаггер получил куриные ножки и клювоподобные губы (1983). Будущая крон-принцесса Масако нагружена продуктами (1993), Юнитиро Коидзуми ведет японских звезд к зоне бьющего (Прим. пер.: бейсбольный термин) (2001), а фанат фитнесса Билли Бланкс побит неизвестным противником (2007).
Это Бланкс, или Билли, как его обычно зовут, смотрел на меня с рабочего стола Оикавы, во время беседы иллюстратора с «The Japan Times »в его студии в прошлом месяце. С сияющими глазами, заразительной улыбкой, и маленьким туловищем – как и многие из его персонажей – Оикава кажется немного меньше из-за своего длинного стола и широкого окна с видом на соседний парк.
“Я люблю думать о себе как о современном художнике укиё-э (Прим. пер.: мастер-гравировщик)”, – говорит он, добавляя некоторые штрихи к лысой голове Билли.
Он считает, что разделяет “легкость работы ног, полное отсутствие сомнений” с Китагавой Утамаро, Утагавой Хиросиге и другими укиёэ-художниками периода Эдо, которые изображали куртизанок, актеров или пейзажи.
“Их мир не был связан с погоней за художественными идеалами. Значение имело лишь то, что об их рисунках думают простые люди”.