Масамити Оикава – звезда иллюстрации журнальных обложек
По способности ухватывать веяния времени Оикаву сравнивают с культовым американским иллюстратором и художником Норманом Роквеллом, который с 1916 по 1963 год сделал 321 обложку для еженедельного журнала The Saturday Evening Post. В своем электронном письме ведущий японский журнальный дизайнер Ясуси Фудзимото, среди клиентов которого глянцы Brutus и Vogue Nippon, сказал: “Pia” несет культурную информацию, и поэтому жизненно важно, чтобы обложка выражала настроение сегодняшнего дня точно и своевременно. И, несмотря на различие стилей, обложки Оикавы достигают этой цели также эффективно, как Роквелла”.
Принимая во внимание, что художники прошлого находили актуальные темы, выйдя на улицу, или после просмотра иллюстраций другого художника, Оикава, чтобы держаться в ритме жизни, использует современный метод.
“Телевизор всегда включен, когда я работаю. Это – мое единственное окно в общество”, – объясняет он.
Через 40-дюймовый телевизор с плоским экраном, который стоит на одной стороне стола, Оикава постоянно следит за теми, кто находится в новостях. Вооруженный этой информацией, он в состоянии выбрать свой объект на эту неделю, когда редакторы «Pia» приходят к нему каждый четверг со списком кандидатов.
“Сначала я размышляю, является ли человек “популярным” или нет”, – говорит он относительно его критериев выбора. – “Насколько действительно этого человека признает публика? Я рисую с налетом пародии, и поэтому получается интересней, если больше людей знают этого человека”.
Оикава взялся за работу в «Pia» в 1975 году, когда ее основатель – 25-летний Хироси Янаи (теперь президент и генеральный директор компании) – подошел к нему с горсткой скрепленных степлером листков, перечисляющих варианты развлечений для молодых и продвинутых. На тот момент журналу было только три года, и никто не мечтал, что он станет одним из наиболее признанных журналов на внутреннем рынке (с более чем 500 000 читателей в Токио в конце 1980-ых) и затем расширится, чтобы стать монолитом издательской деятельности и продажи билетов, которым сегодня является. Три региональных издания журнала – большой Токио, Кансай и центральная Япония – в настоящее время имеют общий тираж 170 000 экземпляров, плюс более чем 2.6 миллиона просмотров страниц в день на своих веб-сайтах.
Оикава, которому в то время было 36 лет, с радостью согласился оформить обложку для Янаи, но уже был достаточно опытен, чтобы сохранить за собой право выбора объекта для рисования.
Как только Оикава решил, кого он будет рисовать, следующий шаг в обычной еженедельной работе – заручиться согласием этого человека. В виду отсутствия юридической необходимости, опыт научил сотрудников «Pia», что лучше всего просто попросить, но ответные запросы проверить иллюстрации отклоняются. Затем сотрудники журнала собирают и передают весь соответствующий материал по этой теме – по большей части изображения лица человека – иллюстратору.
“Поскольку это касается журнала”, – объясняет редактор Ногати. – “Затем наступает самая затратная по времени стадия – ожидание, когда Оикава будет поражен ударом молнии вдохновения”.
“Как с этой картиной Стиви Уандера”, – объясняет Оикава, вытаскивая часть оригинальных художественных работ 1981 года. – “Была фотография, на которой он держал гармонику. Но если бы я его прямо так и нарисовал, то это было бы скучно, поэтому я немножко подумал, и мне пришло в голову заменить гармонику куском пирога. И на самом деле здесь нет никакой более глубокой причины”.
“Как только мне в голову приходит подобная идея, я обычно хихикаю про себя. Это значит, что из этого может что-то получиться”.
Несмотря на то, что Оикава играет различными деталями – в том числе пропорциями тел его героев к головам – он обязательно сохраняет некоторую степень достоверности.