Масамити Оикава – звезда иллюстрации журнальных обложек
“Обычно я делаю лица – глаза и нос – настолько реалистично, насколько возможно, чтобы быть уверенным, что люди узнают эту знаменитость”, – объясняет он. Он также жалуется, что “самые трудные люди (для рисования) – звезды, которые появляются внезапно и к которым подходит только определение “симпатяшка”. Когда я выбираю таких людей, то это всегда заканчивается для меня расстройством”.
Одной из знаменитостей, которая не доставила мне таких проблем, была Мэрилин Монро, которая была на обложке в 1992 году.
[Мэрилин Монро, одна из любимых персонажей Оикавы, на обложке журнала «Pia» от 30 июля 1992 г.]
“Это моя любимая обложка”, – говорит он. – “Она была таким идолом, что мне даже не требовалось создавать карикатурного образа”.
Еще около десяти лет назад Оикава писал свои картины черной тушью, а затем добавлял цвет с помощью распылителя. В наши дни распылитель был заменен компьютером (и помощником, который управляет им), но художник говорит, что и сейчас внимательно следит за процессом окраски.
Оикава заслужил свои полосы иллюстрации в 50-ых и 60-ых годах, когда не было никакого разделения между работой иллюстратора и дизайнера, то есть он мог делать и то, и другое. Выросший в приморском городе Йокосука в префектуре Канагава – месте расположения крупной американской морской базы – он поступил на работу в рекламный отдел местного универмага, когда ему было шестнадцать.
“Но я имел обыкновение работать еще и по ночам”, – говорит он. – “Делая фрески и вывески (“много Мэрилин Монро!”) для баров моряков”. “Иногда я даже выходил на сцену и пел”, – смеется Оикава.
В конце 60-х и в начале 70-х он также продолжал работать для авангардистского драматурга, режиссера и поэта Сюдзи Тэраяма. Указывая на скрюченное, подобное хоббиту существо, украшающее афишу 1969 года, он говорит: “Я сам создал этот персонаж, а потом уже Тэраяма вписал его в сюжет”.
Хотя Оикава теперь называет себя только иллюстратором, он все еще пристально следит за дизайном каждой обложки «Pia».
“Я даю им инструкции о том, где должны быть помещены эмблема журнала и сопутствующий текст”, – объясняет он. Конечно, такие инструкции можно только дать после того, как получен рисунок. “Теоретически мой крайний срок – среда. Но, я могу Вам сказать, у них его все еще нет даже в четверг. В конце концов, у меня обычно бывает одна бессонная ночь (которая, для Оикавы, ведущего ночной образ жизни, на самом деле означает день), и затем я вручаю рисунок в пятницу или субботу”, – то есть меньше, чем за неделю до публикации в следующий четверг.
К тому времени персонаж уже следующей недели ждет, чтобы быть нарисованным, и описанный процесс повторяется.
Но Оикава всегда держит один день свободным: воскресенье, для гольфа. Фактически, самая замечательная вещь в студии Оикавы не сотни книг, пластинок, магнитофонных кассет, видео и DVD, выложенных на полки. И даже не увеличенный рисунок Вилли Нельсона (1984), подписанный самим исполнителем кантри. Нет, главное – это порядка 15 кубков по гольфу, по большей части деревянных, которые стоят как стражи рядом с его столом. (“У Вилли, несомненно, красивое поле для гольфа”, – говорит Оикава невозмутимым тоном.)
Насколько долго будет продолжаться это сотрудничество?