На стиль одежды (и в том числе – школьной) оказало определяющее влияние Большое землетрясение в Канто, случившееся в 1923 году. Само сильнейшее землетрясение и последовавший за ним пожар уничтожили не только Токио, Иокогаму и прилегающие города, но и все вещи, принадлежавшие людям. Западные страны, желавшие помочь пострадавшим, присылали в том числе и большое количество одежды. Понятно, недорогой и практичной, то, что ноне называется “масс-маркет”. По части одеть сразу большое количество людей эта одежда оказалась куда практичнее и доступнее традиционных кимоно, производство которых после несчастья еще и не сразу удалось восстановить. Но даже когда более-менее восстановили, было уже поздно: консерватизм даже самых замшелых японцев был сломлен. И одежда западного образца с того времени преобладает, в том числе и в школьной форме.
Традиционным остался только женский наряд для выпускных церемоний университетов: кимоно и хакама, дополненные ботинками.
И еще немного картинок из того же архива университета Отяномидзу. Но это уже не фото, а живопись, показывающая девочек старшей школы при том же университете в школьной одежде.
1892 год. Похоже, школьницам (в отличие от студенток) платья западного образца вообще носить в школу не рекомендовалось. Это привилегия старших. А вот кимоно носили в соответствии с достатком своей семьи, чтоб этот достаток был виден. Правда, чуть позже руководство школы рекомендовало носить на занятия кимоно поскромнее, не выпендриваясь. Школа все-таки. Пальтишко-хифу поверх кимоно было детским вариантом хаори
1893 год. Все та же мода на родные традиционные наряды
Школьная мода на грани веков. Полосатое кимоно сдержанных тонов, но яркое нижнее кимоно и оби. В платок-фурошики заворачивали учебники и тетради, такой традиционный вариант школьной сумки
1902 год. Возвращение хакама. Типичный вид школьницы и студентки для того времени. Ботинки носили не все, только девушки из состоятельных семей. В некотором роде, именно это стало показателем достатка и возможностью выделиться в ограниченных рамках
1912 год. Хакама, но дополненные поясом с пряжкой. На пряжке гравировался или чеканился герб школы. Фактически, это первая реально школьная форма в нашем понимании, содержащая прямое указание на конкретную школу. Подобные пояса с форменными пряжками вошли в обиход в 1906 году
Школьная форма в 1921 году. Все тот же пояс с гербовой пряжкой. Но в комплект уже входит не фуросики, а школьная сумка на ремне через плечо. И тканевый зонтик западного образца (в отличие от японских, покрытых промасленной бумагой)
В начале 20-х годов в школьную моду вошли матроски европейского образца. Это уже было конкретной школьной формой. Такие платья заказывались у определенного производителя только для учениц конкретной школы. Матроски были (и остаются) популярными во многих школах, но все они отличаются деталями кроя и цвета. В этой школе матроска вошла в обиход как один из вариантов школьной формы в 1932 году и дополнялась поясом с гербовой пряжкой
Другой варинат школьной формы образца 1932 года. Юбка с жакетом и поясом с гербовой пряжкой дополнялась блузкой, воротник и манжеты которой девушки могли выбирать по своему вкусу (кто помнит советскую школьную форму?)
Все вышеизложенное, повторюсь, относится только к одной конкретной школе и одному конкретному университету. Хотя тенденции примерно одинаковы для страны в целом (плюс-минус несколько лет).
Источник
Автор: Евгения (zajcev_ushastyj), 17.04.2013