О буракуминах
Сам район Судзин-тику 崇仁地区 я знаю давно: бывала там неоднократно и проездом, и просто погулять.
Но я не знала, что там есть небольшой музей: первый банк, открытый в 1899 году буракуминами для своих надобностей (другие банки не хотели иметь дело с бураку и не давали кредитов ни для бизнеса, ни для образовательных целей, ни для чего), банк “Янагихара”. Здание банка было построено в 1907 году.
Банк прекратил свою деятельность в 1927 году во время кризиса. А здание использовалось под магазины разной направленности и прочее. В 1989 году правительство Киото расширяло и спрямляло улицу Каварамати-дори, у которой этот банк стоит. И собиралось снести старое, изрядно обветшавшее здание. На защиту бывшего банка “Янагихара” встала вся община Судзин.
В 1994 году здание банка было признано памятником деревянной архитектуры эпохи Мэйдзи, а в 1997 году там был открыт музей истории общины буракуминов и самого банка. Музей работает на безвозмездно-просветительской основе, т.е. попросту – бесплатно.
Начнем, думаю, как и положено – с начала. Самое раннее упоминание о месте поселения изгоев в Киото относится к первой половине XVI века. Хотя само по себе Рокудзёгавара 六条河原 было известно еще со времен Хэйана как место казни преступников, в том числе и политических. В частности, тут были казнены потерпевшие поражение в смутах Хогэн и Хэйдзи в конце периода Хэйан (XII век). Рокудзёгавара – это кусок реки Камо-гавы между мостами Годзё-охаси и Ситидзё-охаси. Внизу, прямо на берегу реки, казни и происходили.
В начале XVI века вдоль реки на месте постоянных казней и тюрем самообразовался небольшой поселок, где жили тюремщики-палачи и бывшие преступники, которым некуда было больше податься. Точная дата образования поселка неизвестна, но уже к концу XVI века все эти темные личности кучковались там постоянно. Численность поселка составляла от нескольких сотен до тысячи человек. Место это очень небезопасное для жизни: во время сильных дождей Камо-гава разливалась и бурный поток сносил начисто все жалкие лачуги, иногда – и вместе с обитателями.
В 1591 году Тоётоми Хидэёси возвел вокруг Киото оборонительный земляной вал. Поселение на месте Рокудзёгавара было оставлено за пределеми этой вала. Защищать бывших преступников и тюремщиков никто не собирался. В 1663 году в Рокудзёгавару переселили эта из района Мацубараинари-мати 松原稲荷町, потом были выделены земли на окраине Киото (за пределами городской черты), куда перебрались наконец на постоянное место жительства все обитатели поселка на Рокудзёгавара. Новую деревню так и назвали – Рокудзё-мура.
В 1714 году около моста Ситидзё на Камо-гаве была построена водяная мельница и рядом – поселок хининов, которые на мельнице и работали. Поселок обозначен областью 2 на схеме. Еще чуть позже образовалась деревня Дзэндзато-мура 銭座跡村 (область 3). И уже в первой половине XIX века к Рокудзё-муре присоединили земли с западной стороны, которые так и назвали Рокудзё-ониси-гуми 六条大西組 (область 4 схемы).
Заметьте, что деревни изгоев, хотя и располагались очень близко друг к другу и в одном районе, где не было “чистой публики”, при этом почти не контактировали между собой. Типа, эта и хинины – это две большие разницы. И, вероятно, существовало разделение по видам основной деятельности. Жители Рокудзё-мура занимались выделкой кожи, для них были отведены земли, где можно было обрабатывать шкуры.
За кадром тут осталось поселение этнических корейцев. Оно было еще южнее, ниже по течению Такасэ-гавы. Эти были изгоями даже среди изгоев. Потому что иностранцы.
Корейское поселение появилось в начале XVII века, когда вояки Тоётоми Хидэёси привезли в столицу захваченных корейцев после вторжения в Корею. Это были мастера-ремесленники в разных областях. Гончары, ткачи, гравировщики… Их знаниями и умениями охотно пользовались, но жить рядом с ними никто не захотел. И корейцев поселили на самом отшибе.
И так они все жили своим довольно замкнутым миром две сотни лет. Сложились свои традиции и даже свои праздники и фестивали, которые отмечаются и сейчас.
В середине XIX века жизнь начала стремительно меняться. Япония открылась после почти трехсотлетней изоляции и в страну потекло всякое новое. В 1871 году были отменены все сословные привилегии и дискриминация отдельных внесословных групп.
Тут хочу специально отметить, что хотя эта за людей и не считали, но при этом к их умениям и мастерству в определенных областях относились и относятся с уважением. В частности, выделка кожи и пошив из этой кожи отдельных предметов одежды у эта были доведены до совершенства. Как и везде в Японии, умение отрабатывалось поколениями и передавалось внутри одной семьи от старших к младшим.