Почему на Сикоку нет «7-Eleven»
Хотя об этом иногда забывают, Сикоку — один из четырёх крупных островов, составляющих Японию, — это такая же часть страны, как и Хоккайдо на севере и Кюсю на юге. Люди здесь едят рамэн, поют караокэ и играют в патинко точно так же, как и во всей Японии. Стоит проехаться по острову — как и по любой другой части страны — и вы встретите буквально сотни комбини. «Lawson», «FamilyMart», «Mini Stop», «Coco Store» – все они тут есть.
Все, за исключением «7-Eleven».
Несмотря на то, что в Японии открыто 14 тыс. магазинов «7-Eleven», что делает эту сеть крупнейшей в стране (второе место занимает «Lawson» – 10639 магазинов, а замыкает тройку – «FamilyMart» с 8852 магазинами), сама компания, судя по ходящим в Интернете слухам, не стремится завоёвывать Японию целиком. Может ли быть так, что несмотря на обилие других комбини, на всём Сикоку нет ни одного «7-Eleven»? Поиск на скорую руку в «Google Maps» показывает, что… что это действительно так.
Так почему же на Сикоку нет ни одного «7-Eleven», тогда как по всей Японии их аж 14 тысяч (а это, между прочим, более трети от общего числа магазинов этой сети в мире)? Проклятие вуду? Проигрыш пари, завершившийся изгнанием? Ответ куда менее экзотичен и куда более грозен, и может уместиться в одно слово: «Доминирование».
Тосифуми Судзуки (Toshifumi Suzuki), председатель совета директоров «7-Eleven» (или «7 & i Holdings», как известна её управляющая компания в Японии), поясняет эту бизнес-стратегию компании следующим образом: «Бизнес-план «7-Eleven» строится на доминировании в том или ином районе. Сначала мы наблюдаем и оцениваем, выгодно ли здесь открывать много магазинов. Если выгодно, мы сосредотачиваем своё внимание на этом районе».
Сосредоточение усилий и ресурсов одномоментно в одном месте играет важную роль в минимизации издержек. Всё — от распределения товаров до размещения рекламы — ограничивается одним районом. «Сверх того, наши продукты привозят быстрее и более свежими», – поясняет Судзуки.
Но и это ещё не всё. Бизнес-модель «7-Eleven» можно сравнить с действием маленькой, но очень мощной бомбы.
«Стоит открыться одному магазину, как следом как грибы после дождя появляются другие. Подключается сарафанное радио, и люди всё чаще узнают нашу вывеску, поскольку всё чаще и чаще видят её… Хотя поначалу выручка в каждом из магазинов невелика, наконец узнавание нашего бренда достигает определённого уровня и тогда резко возрастают как число посещений магазинов, так и вырученные суммы», – поясняет Судзуки.
Так что вместо того, чтобы распыляться, «7-Eleven» выбирает для себя район, открывает в нём множество магазинов и захватывает контроль над местным рынком, причём каждый магазин из этого множества служит своего рода напоминанием для подсознания покупателей.
Да и вообще, стоит только увидеть где-то один магазин «7-Eleven», как тут же неподалёку виднеется другой. Если посмотреть на карту, то становится ясно, что магазины конкурентных сетей разбросаны по всей стране, тогда как «7-Eleven» по-прежнему ориентирована на меньшее количество ключевых районов, в каждом из которых почти в два раза больше магазинов. Они и впрямь появляются как грибы после дождя.
Очевидно, что такая стратегия работает, и работает хорошо. Например, если взять в качестве примера Осаку конца 1990-х гг., то тогда в городе заправляла сеть «Lawson». Но в течение всего нескольких лет здесь открылись триста магазинов «7-Eleven».
В мгновение ока «7-Eleven» выхватила пальму первенства, и теперь нельзя пройти по Осаке, чтобы не наткнуться на очередной комбини «7-Eleven».
Так почему же компания избегает Сикоку?
Ну, по сообщению информационного центра «7-Eleven», «в настоящее время не планируется открывать магазины [на Сикоку], но [когда-нибудь] это произойдёт». И когда это случится… «7-Eleven» будет доминировать.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 23.09.2012
Читайте также:
- Работающие допоздна рестораны не защищены от грабителей
- В Японии возникли размолвки из-за «дешёвой и противной» версии традиционной лапши
- Ограниченность в средствах: как японские семьи сводят концы с концами
- Иностранцы в Японии требуют соблюдения гарантий занятости
- Японская компания «Seven&I» продвигает использование своих электронных денег в качестве подарков