Любопытные мелочи о комбини
Представьте себе Японию без комбини («удобных магазинов»). Вряд ли это была бы та же страна, ибо столь обширна стала эта ослепительно ярко освещённая империя, что два-три комбини на одном перекрёстке уже не выглядят слишком странно.
Что именно вам нужно? Продукты? Чем-нибудь перекусить? Покурить? Что-то почитать? Что-то пишущее? Носки? Свечи? Степлер? Вы знаете, куда идти. Вы оказались где-то в незнакомом месте? Не переживайте, просто идите в любую сторону, если спустя минуты три не забрезжат призывно огни какого-нибудь комбини, значит, денёк у вас на редкость не задался.
В выпуске за 31-е июля «Shukan Josei» проводит исследование и угощает своих читателей десятью страницами различных любопытных мелочей о комбини. Первый в Японии комбини – «7-Eleven» – открылся в 1974 году в Тоёсу, Токио. Первой покупкой в нём стали солнцезащитные очки.
Сколько же комбини открыто сейчас? По состоянию на конец июня, 45307. Примерно треть из них (14231) это магазины сети «7-Eleven». На втором месте «Lawson» – 10457 магазинов, затем идут «Family Mart» (8858 магазинов) и «Sunkus» (6208 магазинов). Кстати, собственно говоря, а что такое «комбини»? Это магазин, занимающий площадь 50-250 кв. м и работающий по меньшей мере 14 часов в сутки.
В среднем каждый день в комбини приходят 40,72 млн. посетителей. Если предположить, что никто из них не заходит в магазин дважды в день, то получаем, что в комбини отоваривается треть населения страны. В среднестатистический магазин в день приходят около 900 человек. Не все они приходят покупать, некоторые просто листают журналы, однако в среднем продажи за день в одном магазине составляют 530 тыс. иен.
Что касается журналов, то, как вы думаете, почему сотрудники позволяют посетителям просто стоять и читать? В магазинах повыше классом журнал пришлось бы купить, но в комбини знают, что делают. «Никаких проблем! Еженедельные выпуски манги, фото-еженедельники, все они привлекают людей в магазин», – поясняет один менеджер. – «Даже если они не купят журнал, вероятно, они купят что-то ещё. Иногда те, кто долго стоял и читал журнал, чувствуют, что должны купить что-то перед уходом».
Думаете, побывали в одном комбини, значит, видали их все? А вот и нет. Магазины разнятся от региона к региону и от компании к компании. Никто и не утверждает, что ассортимент комбини удовлетворит взыскательного гурмана, но в Японии ценят региональные пристрастия, и это отражается на бэнто и других готовых блюдах. Кроме того, каждая компания делает упор на что-то своё. Так, в «7-Eleven» доступны некоторые банковские услуги и копирование, а ассортимент магазинов «Lawson» зависит от контингента покупателей. Например, в магазине, расположенном рядом со школой, обязательно будут продаваться канцтовары; в магазине, который находится в районе с большим количеством иностранцев, будут представлены различные сэндвичи.
Как отличить хороший комбини от не очень хорошего? Загляните в отдел фастфуда, где лежат паровые булочки с мясной начинкой «никуман», жареные цыплята и одэн. Если всё это выглядит аппетитно, магазин хороший. Если нет, возможно, стоит поискать хороший комбини где-нибудь в другом месте.
В ночное время комбини ярко освещены, даже кажется, будто они ведут войну с ночью. Так ли уж хороша эта яркость? Да, если вы убегаете от преступника или других проблем и вам нужно немедленно где-то укрыться; а вот с точки зрения экономии электроэнергии, скорее всего, нет. В среднем счёт за электричество в одном магазине составляет 300 тыс. иен. Переход на светодиодное освещение идёт медленно, но верно, что не может не радовать.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 28.07.2012